Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Сколько студентов-целевиков из Петербурга не смогли доучиться в вузе

Причины разные: разочарование в профессии, замужество, коронавирус…
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

На днях министр науки и высшего образования Валерий Фальков публично посетовал по поводу непрестижности целевого высшего образования и заявил, что такую систему обучения выбирают абитуриенты с невысокими результатами ЕГЭ. Напомним, целевое обучение подразумевает бесплатную учебу с последующей обязательной отработкой на предприятии. Молодые петербуржцы с техническими наклонностями ищут возможность пройти обучение за счет ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Русгидро» и ГК «Росатом», а потом устроиться туда на работу. Еще больше целевиков среди будущих врачей: на некоторых дефицитных специальностях их количество достигает 70 процентов, а в будущем году может составить и 100.

Но у целевиков свой конкурс, и средний проходной балл отличается на 5-7 единиц от проходного балла обычных абитуриентов. Хотя он и выше, чем у «платников». Именно это обстоятельство не понравилось министру.

Штраф за чужое место

Между тем с 2017 года заработало правило: штрафовать студентов-целевиков, отчислившихся из вузов, в том числе не по своей воле. То же касается выпускников, которые не желают отрабатывать полученное образование на предприятии или в больнице. А иногда штрафу подвергается сама организация: если по каким-то причинам там пропала должность, к которой готовили целевика.

Логика есть: студент-целевик занял чужое место, оттеснив соискателя с более высоким баллом ЕГЭ. На него тратили свое рабочее время преподаватели, в университете он пользовался реактивами, техникой, платными библиотеками. Так заявили «Петербургскому дневнику» проректоры двух престижных вузов. Но родители и сами студенты считают штрафы несправедливыми. Чем дольше продержался студент в вузе, тем крупнее штраф, который может ему грозить. Преимущество получают те молодые люди, которые вылетели после первой же сессии. Они возместят стоимость обучения за один семестр. А каково тому, кто доучился почти до диплома, но понял, что хороший врач из него все равно не получится и ни к чему это: калечить жизнь себе и пациентам?

В петербургских судах подобных дел – около тридцати. Компания платила за обучение студента, тот отчислялся за неуспеваемость, а потом суд обязывал его к возврату денег. Был, правда, один случай, когда выпускник уже работал на предприятии, но его увольняли «по статье». Поскольку парень успел проработать полтора года (а обязан был три), с него взяли только половину затраченной на учебу суммы.

В зависимости от характера

Петербуржцев-медиков в судебных сводках нет. Есть жители других регионов. С ними судятся республиканские медицинские департаменты. Иногда ответчиками выступают совместно и бывший студент (на момент заключения договора – несовершеннолетний), и его родители. Как правило, суммы исков составляют 100-150 тысяч. Хотя по соцсетям гуляют истории о тяжбах на миллион и больше. Именно столько стоят шесть курсов обучения в медвузе. Откуда такие деньги у человека, который ни дня в жизни не проработал? Ведь ему даже кредит никто не даст… К тому же причины, по которым молодой специалист отказывается выходить на работу, могут быть самыми разными. Например, замужество и переезд в другой регион.

Проректор Педиатрического университета Юрий Александрович пояснил «Петербургскому дневнику», что большинство таких конфликтов разрешается до суда, по взаимной договоренности.

«Ситуацию сильно изменил ковид, – говорит проректор. – Тогда наши ординаторы работали врачами-стажерами, потому что специалистов не хватало. Платили тогда вместе со всеми надбавками хорошо. И многие поняли, что бороться с эпидемией выгоднее, чем получать узкую специальность. И безропотно платят штрафы».

Действительно, врачам в красной зоне три года назад платили по 250 тысяч в месяц.

Если человек психологически оказался не готов, чтобы нести ответственность за чужие жизни, можно ли его в этом винить, поинтересовался у проректора «Петербургский дневник».

«Профессия врача тем и хороша, что позволяет найти работу в зависимости от склонностей и характера, – заявил Юрий Александрович. – Сам я анестезиолог-реаниматолог: привык принимать решения мгновенно и все делать быстро. Те, кому такая работа не подходит, могут лечить хронических больных, но тут нужен другой склад характера: терпение, любовь к рутине, умение не обижаться на жалобы…»

Дело в инфантильности

Суровы к целевикам оказались железнодорожники. Почему? На этот вопрос ответил проректор по связям с общественностью Петербургского государственного университета путей сообщения Игорь Киселев.

«Потому что на некоторых специальностях, например «тоннели и мосты», коэффициент выпуска – 0,6. То есть из 10 первокурсников до диплома доходят только шестеро, и нам все равно тут: целевик он, платник или бюджетник. Ничто нас не заставит понизить планку, – заявил Киселев. – И всем студентам сразу объясняем: первые две сессии – это, по сути, продолжение ЕГЭ, сдать их не менее сложно, чем зачислиться в вуз».

Больше всего, рассказал проректор, его удручает инфантильность современных студентов. Если раньше на день открытых дверей приходили старшеклассники, на тысячу человек – одно-два взрослых лица, то теперь – только взрослые. И даже не родители, а бабушки.

«Впору рекламу вуза писать таким образом, чтобы она была рассчитана на аудиторию 70+, – иронизирует Киселев. – А еще я подслушал как-то разговор одного первокурсника: мама его, оказывается, сторожила у главного входа, чтоб не сбежал, бабушка – на Садовой. А он все равно уходил через дворы и возвращался к последней паре. И вы хотите, чтобы мы таких «специалистов» тянули до диплома и доверяли им серьезную работу?»

Закрыть