Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Седьмую «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича смогут услышать все

Легендарная филармония отмечает 80-летие со дня полного освобождения города от фашистской блокады. Этой памятной дате посвящен цикл концертов, апогеем которых станет исполнение Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

«Тема блокады очень важна для нашей филармонии. И, как все ленинградцы, живущие в этом городе, мы никогда не оставим ее», – заверил директор Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича Илья Черкасов.

Ген блокады

Руководитель сообщил, что кульминацией празднования станет концерт 27 января. В этот вечер прозвучит легендарная Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Ее исполнит Заслуженный коллектив России (ЗКР) Академический симфонический оркестр, который будет расширен музыкантами Академического симфонического оркестра филармонии. Партитура прозвучит под управлением главного дирижера ЗКР, народного артиста России Николая Алексеева.

«У меня отец Геннадий Николаевич Алексеев пережил блокаду, дед мой Николай Геннадьевич Алексеев в феврале 1942 года умер от истощения», – поделился Николай Алексеев.

Он рассказал, что дирижировал этой симфонией уже не раз, и каждое ее исполнение было значимым и особенным. Например, в Италии вся медная группа оркестра состояла из местных музыкантов. «Они играли с огромным энтузиазмом. Я до сих пор помню их горящие глаза», – рассказал дирижер.

Своими воспоминаниями о произведении поделился концертмейстер, скрипач, народный артист России Лев Клычков.

«Одно из важнейших выступлений было в Нью-Йорке, в Организации Объединенных Наций. Оно было посвящено 60-летию Победы, дирижировал Юрий Хатуевич Темирканов. Я помню, какое количество ветеранов с иконостасами на груди сидело в зале», – сказал Лев Клычков, бабушка и дедушка которого тоже были блокадниками.
Музыкант признается: 7-я симфония Шостаковича эмоционально трудна и для исполнителей (80 минут живой музыки), и для слушателей. Поэтому возле зала, где она исполнялась, даже дежурили машины скорой помощи.

Сила правды

Филармония не прекращала свою работу все четыре военных сезона. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились. Однако самым известным эпизодом блокады стала премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года.
Ценой невероятных усилий то историческое исполнение осуществили изможденные блокадой и войной, частично специально возвращенные с фронта музыканты, во главе с дирижером Карлом Элиасбергом.

«Ударника нашли в морге только по шевелению пальцев. А аплодисменты после концерта напоминали шуршание листьев», – передал воспоминания очевидцев Лев Клычков.

Несмотря на обстрелы, в Большом зале филармонии были зажжены все хрустальные люстры, а выступление транслировалось из переполненного зала на улицы Ленинграда. Безопасность музыкантов и слушателей обеспечивал артиллеристы Ленинградского военного округа. Тот далекий концерт стал символом подлинного мужества и силы духа.

«Эта симфония явила то, ради чего она и создавалась. Не случайно сочинение написано в тональности до мажор. Это такая черно-белая гамма, где очевидно, кто друг, а кто враг. Где показана вся сила правды и немощь неправды», – считает Лев Клычков.

Роль искусства

Отдельным событием станет презентация книги доктора исторических наук Юлии Кантор «Седьмая симфония. Партитура памяти». Она состоится в Бетховенском фойе Большого зала филармонии 27 января. Это первое целостное повествование об исполнениях Ленинградской симфонии в годы Второй мировой войны. В филармонии уверены, что это исследование еще раз побудит задуматься о роли искусства в мире, охваченном войной.

В этот же день пройдет всероссийская научная конференция «Звуки блокадного города». А в фойе можно будет увидеть отреставрированные афиши и концертные программы военного времени.

По словам заместителя художественного руководителя филармонии Евгения Петровского, благодаря реставрации на них до сих пор можно прочитать даты, репертуары и имена артистов. В ходе работ с них убрали пыль и грязь, расправили изломы и восстановили утраты.

«Они будут развешены попарно, одна под другой, чтобы можно было сравнить, как они выглядели до и после реставрации», – уточнил он. Выставка будет работать до середины февраля.

Добавим, что все билеты на концерт 27 января проданы. Но Петербургская филармония, стремясь поделиться этим важнейшим событием с максимально широкой аудиторией, организует онлайн-трансляцию. Она будет доступна в официальных аккаунтах филармонии в социальных сетях.

Закрыть