Людмила Манонина-Петрович: «Коль у нас есть такие парни, будет Победа!»
В Петербурге появился первый спектакль о герое спецоперации. Актеры театральной компании «Ковчег» на Малой сцене ТЮЗа прочитали рассказ Ирины Бугрышевой «Радио-Паша», в основе которого – история мобилизованного бойца из Таганрога Павла Лазарева, получившего тяжелое ранение при взятии Марьинки. С режиссёром и художественным руководителем театра «Ковчег» Людмилой Манониной-Петрович мы поговорили о настоящих героях нашего времени и о том, почему большие театральные коллективы молчат о теме, которая сейчас касается каждого человека.
– Людмила, почему вы решили создать собственный театральный коллектив?
– Здесь сошлось много факторов. В 2010 году я окончила СПбГАТИ, мастерскую Григория Козлова. Наш курс вскоре стал одним из самых известных театров Петербурга – театром «Мастерская». Один из первых моих спектаклей «Жили-были» был некоторое время в его репертуаре. Но я понимала – как режиссёру-постановщику без своего театра мне придётся постоянно ждать: когда меня позовут на постановку, какой материал предложат... Я не хотела впустую тратить время на бесконечное ожидание. Рядом со мной были друзья, единомышленники, замечательные актёры. Так в 2012 году появилась театральная компания «Ковчег». Это театр для всей семьи, который ведет откровенный диалог со зрителем о проблемах, волнующих сегодня разные поколения.
– Последние два года показали, что почти все большие, известные театральные коллективы очень далеки от настоящей жизни страны. Как вы считаете, отчего это произошло?
– Может быть, это связано с попытками делать «европейский театр», далекий от русской театральной традиции, соответствовать «евростандартам»? Возможно, это связано с желанием во что бы то ни стало самовыразиться, обратить на себя внимание, стать популярным, медийным. Трудно сказать... Мы не в «тусовке», наш корабль идёт своим курсом. Я узнала из репортажей, что «Радио-Паша» был одним из первых в России спектаклем о СВО.
– А как давно вы погружены в донбасскую тему? Для вас все началось в 2014 или в 2022 году?
– Думаю, очень многие люди театра, и я здесь не исключение, живут в каком-то своем мире, слыша только отголоски мира реального. Я могу рассказать, откуда я узнавала о происходящем. Я работала как педагог по актерскому мастерству с казачьим ансамблем «Атаман». В 2015-2016 годах этот коллектив побывал в Донбассе, посетил более 20 городов. Они давали концерты, поддерживая и мирных жителей, и ополченцев, выступали в прифронтовой полосе. А в октябре 2022 года один из участников этого коллектива, который были занят и в нашем спектакле «До свидания, мальчики!», ушел на СВО.
– Почему вы решились поставить спектакль о СВО, когда большинство ваших коллег молчат и их совершенно не трогают ни подвиги наших солдат, ни беда русских людей Донбасса?
– Мне кажется, одна из важнейших задач театра – не дать человеку возможность потерять способность к сочувствию и состраданию. Есть такие стихи у Михаила Дудина: «Когда тебе невыносимо тяжко, попробуй сделать хорошо тому, кого гнетет беда твоей сильнее». И в этом тоже миссия театра. Девиз нашего «Ковчега»: «Спасающий – спасется».
Мы не смогли пройти мимо темы, которая так или иначе касается сейчас каждого. Зиновий Яковлевич Корогодский учил: «Говори о том, о чем не можешь молчать». Когда я прочитала рассказы Иры Бугрышевой, работающей волонтером в военных госпиталях, меня душили слезы, я не могла справиться со своими эмоциями. Я поняла, что молчать об этом я не могу. Я записала аудиоверсию и предложила сделать читку рассказа. Меня поддержали мои коллеги.
– Насколько мы знаем, Ирина Бугрышева – журналист. Как она пошла работать в госпиталь?
– По своей второй профессии Ира – массажист. Мы вместе провожали на спецоперацию Ваню – музыканта и артиста ансамбля «Атаман», о котором я говорила. И на нас эмоционально это произвело сильнейшее впечатление: вот недавно он играл в спектакле «До свидания, мальчики!», а сейчас по-настоящему уходит на фронт.
Ира тогда загадала: пока Ваня там, она будет помогать здесь, в тылу, и тогда он обязательно вернется. И уже полтора года Ира как волонтер работает массажистом в разных госпиталях Петербурга. Помогает ребятам восстанавливаться после тяжелейших ранений, ампутаций. И в какой-то момент она решила написать о них – так появился сборник «Рассказы из госпиталя». Пишет Ира легко, попадая в пульс и нерв времени. Текст погружает в события, которые довелось пережить людям, оказавшимся в зоне боевых действий.
– Почему для постановки выбрали именно рассказ про мобилизованного бойца из Таганрога Павла Лазарева?
– Театр всегда находится в поиске героя нашего времени. История Паши – история героя сегодняшнего дня, который при этом говорит, что он «такой же, как все». Иру поразило, когда на шестой день после ампутации он весело болтал на всю палату, поддерживая других бойцов. Именно она и придумала ему этот госпитальный позывной – «Радио-Паша».
Когда я лично познакомилась с ним, утвердилась в мысли, что спектаклю быть. Паша – совершенно невероятный человек, который заражает своим оптимизмом и уверенностью, что человек способен преодолеть многое, почти все. Коль у нас есть такие парни, будет Победа!
– Сам герой рассказа принимал участие в создании спектакля?
– Мы пригласили Пашу сначала на первую читку – вместе с бойцами, которые тоже стали героями рассказов Иры. Мы смотрели в глаза Паше и другим ребятам и понимали – мы попали в самое сердце. Потом еще несколько раз к нам приходили волонтеры и военнослужащие. Нам было важно понять – по их реакции, по отзывам – насколько точно мы говорим о том, что им довелось пройти.
В спектакле звучит голос Паши. У меня возникла идея: пусть он сам расскажет, как получал орден Мужества и медаль «За отвагу». Я попросила Пашу: «Запиши для нас этот отрывок, чтобы Костя, наш актёр, мог повторить твою речевую манеру». Какое же у него было удивление, когда на премьере он услышал свой голос!
Еще Паша сказал, что на него сильное впечатление произвела сцена боя. Она решена как СЛЕПтакль, когда через редкие вспышки света зритель видит только лицо главного героя, глаза и слышит голоса – это память героя воспроизводит голоса друзей, которые были с ним в том бою.
Особенно нам дороги слова Паши после спектакля: «Я точно знаю, хоть я и стал главным героем этой постановки, но речь в спектакле идет о каждом бойце, кто сегодня защищает нашу Родину».
– А какая в целом была реакция зрителей после премьеры?
– Для большинства зрителей стало откровением, что сейчас, когда идет СВО, мы не пытаемся отвлечь их от тяжелой темы, а даём возможность прикоснуться к событиям и прожить их вместе с героями рассказов. Я могу вам зачитать отрывки из комментариев наших зрителей:
«Такая вроде бы простая история о человеке, который умеет быть счастливым с ампутированной ногой... Но каким она становится могучим символом... Символом победы жизни над смертью, духа над телом, веры над отчаянием, света над тьмой, России над всеми, кто пытается её погубить!»
«Удивительно, как может быть светлым и проникновенным то, в чем так много боли и беды…»
«Сколько их, таких парней... Настоящих, искренних, скромных... Тех, кто не считает себя героями».
«Если есть ещё такой Паша… Если есть автор, режиссер, артисты… Если есть зрители, которые готовы идти на спектакль, понимая, какой это будет труд и какие слёзы… Если есть все, кто сейчас ТАМ проливает кровь «за други своя»... То будет Победа!»
«...Я смотрю на сцену и понимаю: наша задача – продумать все до мелочей и сделать так , чтобы они – воины – по возвращении домой, имели все условия, чтобы продолжить жить нормальную жизнь».
– Премьеру вы сыграли на Малой сцене ТЮЗа. А где дальше будет идти спектакль?
– Это, к сожалению, не известно. Театру «Ковчег» 11 лет – и у нас по-прежнему нет своей площадки. Мы задумали большой проект под названием «Возвращение. Буду жить!». Пока планируется сделать читки пяти рассказов из сборника Ирины. Еще мы хотим записать аудиокнигу – с участием как известных артистов, так и совсем молодых. Первый аудиорассказ «Радио-Паша», записанный на диктофон, слушали бойцы в донецких госпиталях. И по отзывам участников СВО мы поняли, что для них это может стать настоящей психотерапией – возможностью вновь погрузиться в те события, заново их пережить, чтобы потом полностью «выйти» из них.
– Скажите, если сейчас решится вопрос с площадкой для «Ковчега», что вы будете делать?
– В одном из рассказов Ира пишет, что когда придет победа, работы будет больше: реабилитация потребуется не только раненым, но и тем, кто вернется домой целым и невредимым, – помощь в адаптации к мирной жизни, умение слышать и поддерживать.
Если будет площадка – мы будем работать в полную силу. Мы вместе с Россией. Гордимся ее героями, что сидят в первых рядах в зрительном зале с орденами, медалями и такими глазами, что понимаешь – все не зря. Россия возрождается, и это совсем новая Россия. С новыми ценностями.
СПРАВКА:
«Радио-Паша» – один из рассказов книги Ирины Бугрышевой «Рассказы из госпиталя» о работе с ранеными в СВО. В прошлом Ирина журналист, автор Cosmopolitan, «Деловой Петербург», «Психология», LittleOne.
С ноября 2022 года – волонтер в госпитале.
На премьере присутствовал главный герой постановки – ветеран СВО Павел Лазарев, награжденный орденом Мужества и медалью «За отвагу».