Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Татьяна Протасенко: «Окружающий нас мир абсолютно изменился, людям приходится адаптироваться к нему на ходу»

Социолог о том, почему россияне стали терять интерес к новостям на телевидении
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Россияне начали терять интерес к новостям и социально-политическим передачам на телевидении, временно выросший после начала спецоперации на Украине. Как считает социолог старший научный сотрудник Социологического института ФНИСЦ РАН Татьяна Протасенко, сегодня россияне массово переориентируются на решение своих личных проблем.

«Снижение популярности новостных и социально-политических телепередач у зрителей действительно имеет место. Среди причин – то, что военная спецоперация на Украине приобрела затяжной характер. Более того, в реалии перманентных военных действий, которые ведет страна, многие люди попали вскоре после пандемии ковида, что называется, «не приходя в сознание». И у них до сих пор большие проблемы с адаптацией к этой новой реальности, – сообщила Протасенко. – Те всплески интереса к внешней политике, которые наблюдались вскоре после начала СВО, идут на спад, и россиян все больше начинает интересовать обычная повседневная жизнь».

По словам Татьяны Протасенко, сейчас у граждан в один узел завязалось сразу несколько проблем, связанных с повседневной жизнью.

«Помимо стандартных проблем с работой, зарплатой и семьей, сюда добавляются проблемы со здоровьем, вызванные последствиями перенесенного ранее ковида. «Хвост пандемии» проявляется в самых разных ипостасях, в том числе на психологию людей повлияла и вынужденная изоляция, которой они были подвергнуты в ее ходе. Можно сказать, что за последние четыре года окружающий нас мир абсолютно переменился, и людям приходится адптироваться к нему «на ходу». Это очень сильно отразилось как на повседневной жизни людей, так и на их телевизионных предпочтениях», – сообщила социолог.

Протасенко отметила, что свои исследования социологи сейчас проводят не только методом опроса или интервью, но и в соцсетях, а также в телеграм-каналах.

«По нашим данным, сейчас вновь вырос интерес россиян к прослушиванию радио, конкретно к прямым эфирам, и это эфиры отнюдь не на политические темы. Для нас эта тенденция стала большим сюрпризом, – сообщила Протасенко. – На мой взгляд, здесь сказывается психологическая усталость, своего рода истощение людей от военно-политической тематики. Люди подсознательно начали вырабатывать способы поведения для того, чтобы жить обычной жизнью. Если раньше в наших интервью с россиянами часто мелькал термин «выжить», то сейчас он сменился на просто «жить». Люди понимают, что военная спецоперация – это надолго, и соответственно адаптируются к ней».

По словам Протасенко, в ходе опросов и исследований социологи выявили несколько моделей психологического поведения граждан на фоне СВО.

«Первая модель – люди «живут, как и жили раньше». Они давно выработали для себя определенные правила, и живут по ним, не обращая большого внимания на внешние раздражители. Вторая модель – люди живут в депрессии, под грузом каких-то личных, социальных проблем, не обращая внимания вообще ни на что. Кстати, с этой категорией связаны и некоторые отрицательные тенденции в нашем обществе, например рост алкоголизма. Он начался еще в период пандемии, когда вокруг умирали люди, и продолжился после начала СВО. Многие именно таким способом снимают психологическое напряжение от происходящего вокруг. Третья модель поведения, когда люди «живут, как последний день», как у Бокаччо в «Декамероне». То есть они покупают, что хотят, едят, что хотят, и смотрят соответственно только то, что хотят. А не то, что общество считает важным. Четвертая модель – это такая разумная, рациональная адаптация к реальности, и в этой группе число людей в последнее время увеличивается», – указала эксперт.

По словам Протасенко, один из недавних опросов, проведенных социологами на тему «Что вас сейчас волнует больше всего?», зафиксировал: наших сограждан в основном волнуют повседневные, материальные проблемы.

«Эти проблемы, как правило, связаны с зарплатами, повышением цен в магазинах, снижением уровня жизни и т. д. При этом мы выяснили, что за последнее время в этом плане больше всего пострадал «средний класс» россиян. Также выяснилось, что горожан до сих пор волнует проведенная у нас транспортная реформа, последствия которой они ощущают на себе до сих пор. Не меньше волнуют людей и реформа оплаты ЖКХ, и связанные с ней проблемы. Потом были названы проблемы здравоохранения – общее повышение цен, отсутствие в аптеках каких-то лекарств, снижения времени приема у врачей в поликлиниках и т. д. Наконец, еще одна проблема, которую назвали россияне, – это плохая информационная политика власти. Люди жалуются, что масс-медиа очень мало и скупо объясняют им те перемены, которые происходят в их повседневной жизни, пути получения льгот от государства и т. д. Но самое важное – о проблемах, связанных с СВО, внешнеполитической обстановкой вокруг России и прочим люди говорят только в десятую очередь. Это означает, что общественный интерес к ним очень серьезно ослабел», – говорит Протасенко.

По мнению социолога, падение интереса россиян к военно-политической повестке в ближайшем будущем будет только прогрессировать.

«Большинство наших сограждан уверено, что спецоперация закончится еще не скоро. И они лично не в состоянии что-либо изменить в ходе СВО. При этом многие понимают, что они «сами кузнецы своего счастья», и их личное будущее зависит только от их усилий. Значит, нужно продолжать строить свою жизнь, несмотря ни на что. Отсюда и падение интереса граждан к СВО и политической повестке», – заключила социолог Протасенко.

По данным исследовательской компании Mediascope, россияне начали терять интерес к новостям и социально-политическим передачам на ТВ. Вклад новостных программ в структуру телепросмотра по итогам 2023-го снизился на 0,6 процентного пункта (п. п.) до 14,2% после роста в 2022 году. Социально-политические передачи также сократили показатель (-1,8 п. п., до 13,5%). Также теряют популярность кинофильмы и документальные фильмы. В прошлом году россияне стали реже смотреть спортивные передачи, мультфильмы и детские телепрограммы.

При этом рост интереса можно увидеть только к трем жанрам: познавательным (на 0,4 п. п., до 2,7%), развлекательным и музыкальным программам (на 3,2 п. п., до 19,3%), а также к телесериалам. Вклад последних в структуру телепросмотра вырос с 24,4% в 2022 году до 26,3%. Эксперты медиарынка отмечают, что рост интереса к развлекательному телевидению – это общемировой тренд. Как следствие, дорожает производство программ в этих жанрах.