«Это было сложно»: Алексей Герман-младший рассказал, чего ему стоило снять «Воздух»
Военная драма «Воздух» (16+) выходит в прокат 18 января. Эту историю вымышленного женского отряда времен Великой Отечественной войны уже называют самой сложной и самой грандиозной работой режиссера Алексея Германа-младшего. Корреспондент «Петербургского дневника» фильм еще не видел, однако историей проекта уже впечатлен.
Годовой кастинг
Как рассказал Алексей Герман-младший, работа над фильмом началась в 2017 году.
«Мне предложили сценарий, идея мне понравилась, но сразу было понятно, что проект будет сложным. Показать воздушные бои времен Великой Отечественной войны, да так, чтобы они выглядели достоверно – задача очень сложная и с технической, и с исторической, и с эмоциональной точек зрения. Недели три я думал, но в итоге решил, что готов взять на себя эту ответственность, и мы с Еленой Киселевой начали переписывать сценарий», – рассказал он.
Герман-младший никогда не слыл «быстрым» режиссером, но к этому проекту подошел с особой скрупулёзностью. Своих актеров он искал почти год по всей России.
«Мы объехали 15 регионов нашей страны и даже на самые маленькие 20-секундные роли отсматривали по 50 претендентов! Не все понимают, как важны детали, поэтому в некоторых фильмах ветеранов или того хуже – блокадников играют упитанные здоровые люди. Нам же даже для массовых сцен хотелось найти людей, по которым видно, что они заглядывали в глаза смерти или были не похожи на артистов, поэтому многие небольшие роли мы отдали курсантам», – рассказал он.
Одну из главных героинь команда проекта нашла в Омске. «К нам на пробы пришла театральная актриса Кристина Лапшина, которая раньше нигде не снималась. На мой взгляд, она прекрасно справилась с ролью, однако решать, конечно, зрителям», – сообщил он.
Впрочем, в фильме есть актеры, которых Алексей Герман-младший решил пригласить еще на этапе подготовки сценария, например Сергей Безруков и Елена Лядова.
«Я задумался, кто из артистов подходящего для фильма возраста обладает и мужской харизмой, и энергией, и нужными актерскими навыками, и вспомнил Сергея Безрукова. Когда я озвучил его кандидатуру, некоторые члены нашей команды упали в обморок, однако пробы все расставили на свои места. Все-таки, кто бы что ни говорил, он выдающийся артист. С Леной Лядовой мы уже работали на съемках «Довлатова» (18+), поэтому я знаю, как она отдается делу», – рассказал режиссер.
На одну из ролей Герман-младший планировал пригласить Александру Бортич. «Мы с Сашей все обговорили, подумали, как будем работать, но вскоре выяснилось, что она беременна. Поскольку съемки планировались сложными с физической точки зрения – ее героиня должна бодро взбираться в кабину самолета, много времени проводить на холоде – в общем, мы решили не рисковать и спокойно расстались», – вспоминает он.
Документальная точность в худфильме
Команда проекта изначально понимала, что съемки «Воздуха» будут крайне сложными. Художник-постановщик и художник по костюмам, а также супруга режиссера Елена Окопная всегда следит, чтобы фильмы Германа-младшего отличались просто документальной достоверностью, поэтому и подготовка к съемкам занимает очень много времени. И в этот раз она себе не изменяла.
«Для меня было очень важным ощутить ткань времени, погрузиться в мир каждого героя, детально и художественно воссоздать быт войны, где важно все – начиная от реконструкции больших военных аэродромов, заканчивая малыми деталями. Ведь даже ткань для костюма мы воспроизводили с нуля, обращаясь к технологиям прошлого: начинали создание с нитки и только после уже плели саму ткань», – рассказала она.
Художники вручную воссоздали интерьеры Эрмитажа во время блокады, эпизоды Сталинградской битвы и множество других объектов. Но самым сложным было найти самолеты, ведь режиссер планировал снимать исторические подлинники.
«Как выяснилось, ни «яков», ни «мессершмиттов» в нашей стране нет, зато они сохранились в Чехии. Мы уже были готовы ехать и снимать, однако нам помешала пандемия коронавируса. В итоге полеты мы снимали в нескольких регионах России на разных самолетах с применением компьютерной графики. Также наша творческая группа создала множество полноразмерных моделей исторических самолетов, один из которых можно увидеть в музее в Кронштадте. Мы также придумали оборудование, которое позволяло артистам испытывать настоящие перегрузки во время съемок. Я горжусь тем, что нам удалось снять все «воздушные» сцены с максимально возможной подлинностью», – сказал режиссер.
Борьба со стихией
Помимо этого съемки существенно осложняла погода.
«Мы рассчитывали, что зимой 2020 года будет снег со льдом, которые строго обязательны для съемок многих важных сцен, например, блокадного Ленинграда. Однако зима выдалась аномально теплой. Зато со штормами никаких проблем не было: советские и немецкие полевые аэродромы, которые мы строили на берегу Финского залива, сносило, а трехтонный самолет приходилось держать тросами, чтобы он не улетел», – вспоминает он.
Елена Лядова вспоминает, что иногда съемки превращались в форменную борьбу со стихией.
«Техники постоянно ремонтировали самолеты. Финский залив не застыл, поэтому иногда нам приходилось прерывать съемки и бежать подальше на берег, чтобы не оказаться в ледяной воде. Однако в итоге все это сыграло в плюс проекту, ведь играть людей в разгар войны в таких условиях гораздо проще», – рассказала она.
Съемочный процесс занял более трех лет, и это огромный срок для современного кинематографа. Команда успела поработать в Петербурге, Ленинградской, Саратовской и Новгородских областях, а также в Карелии.
Все возникшие сложности увеличили стоимость фильма примерно на 35%.
«Для нас это была огромная сумма, поэтому мы обратились к петербургским властям и получили субсидию, за что я очень благодарен руководству города, особенно губернатору Александру Беглову, вице-губернатору Борису Пиотровскому и председателю Комитета по культуре Федору Болтину. Без помощи города, этого фильма бы не было», – сказал Алексей Герман-младший.