Проблемные объекты в прошлом: в Петербурге сдали последний жилой долгострой
Служба Государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдала разрешение на ввод в эксплуатацию четвертого корпуса проблемного жилого комплекса «ЛомоносовЪ». Таким образом, в Санкт-Петербурге больше не осталось ни одного жилого проблемного объекта.
Последний из проблемных
История последнего петербургского долгостроя началась в 2016 году. Тогда компания «Петрострой» намеревалась возвести четыре корпуса в 9-11 этажей, а также парковку на 703 машино-места, однако этим планам не суждено было сбыться. Первый корпус проекта на 293 квартиры «Петрострой» уже сдал с задержкой – в апреле 2019 года, оставшиеся три дома попали в реестр проблемных объектов. Второй корпус на 423 квартиры «Петрострой» завершил к концу 2021 года, однако потом несколько месяцев устранял многочисленные недоделки. В июле 2022 года компанию признали банкротом.
Петербургские власти начали искать нового застройщика, который смог бы завершить последние два дома ЖК «ЛомоносовЪ». Им стала «дочка» ГК «Лидер Групп» – специализированный застройщик «Капитан». В результате третий корпус на 486 квартир компания сдала в августе 2023 года, а четвертый – на этой неделе.
Последний корпус ЖК «ЛомоносовЪ» располагается на Михайловской улице, 51, литера А. Это самый большой дом проекта, там построено 559 квартир.
История проблемы
Проблемные жилые проекты – это далеко не бич ХХI века, они были всегда.
«В Советском Союзе такие объекты были следствием проблем плановой экономики. Строители могли несколько лет ждать, когда государство выделит деньги на конкретный объект», – рассказал генеральный директор ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов.
После распада СССР и официального вступления бывших республик в рыночную экономику застройщики быстро сообразили, что строить жилье на деньги покупателей гораздо выгоднее, чем брать кредит в банке и платить проценты. Для того чтобы схема выглядела привлекательно и для покупателей, компании снизили цены на еще недостроенное жилье. Квартиры в доме, строительство которого находится на этапе котлована, могли стоить на 30-50% дешевле, чем в готовом жилье.
«Такая схема была узаконена только в 2004 году, когда в силу вступил Федеральный закон №214 об участии в долевом строительстве. И по тем временам документ был революционным. До этого застройщики собирали деньги у будущих владельцев жилья по разным суррогатным схемам, которые абсолютно не защищали покупателей. Только после появления 214-ФЗ договоры долевого участия начали официально регистрировать в Росреестре, государственные органы стали контролировать документацию – раньше все договоры застройщик, грубо говоря, хранил в личном сейфе и мог распоряжаться ими в своих интересах, так появлялись схемы многократных продаж одних и тех же квартир», – пояснил Алексей Белоусов.
Впрочем, 214-ФЗ не смог избавить рынок от появления новых проблемных объектов. За годы строительного бума на рынок пришло немало мошенников, которые брали у людей деньги и ничего не планировали строить, однако в большинстве случаев вполне себе добросовестные строительные компании просто не справлялись со взятыми на себя обязательствами.
С 1 июля 2019 года в нашей стране действует более совершенная форма долевого строительства – проектное финансирование. С этого момента компаниям запрещено напрямую привлекать деньги граждан на возведение жилья. Теперь покупатели несуществующих квадратных метров передают нажитые непосильным трудом средства в специально уполномоченные банки, а те, в свою очередь, отдают их застройщикам, однако только после того, как те выполнят определенную часть работ.
К 2019 году в Петербурге было порядка миллиона проблемных квадратных метров жилья. Президент РФ Владимир Путин поручил активизировать работу по завершению жилых долгостроев в нашей стране. В Петербурге губернатор Александр Беглов взял проблему под личный контроль.
«С 2019 года мы ввели в эксплуатацию почти 60 проблемных домов на 17 754 квартиры. В этом году сданы последние пять жилых домов. Сегодня можно сказать, что проблема обманутых дольщиков решена окончательно», – сказал Александр Беглов.
Держим пальцы
Эксперты сходятся во мнении, что действующее законодательство хорошо защищает от появления новых проблемных объектов, однако риски все-таки не нулевые.
«Пока в рамках проектного финансирования не появилось ни одного проблемного объекта. В теории они могут появиться, если, например, проблемы начнутся у банков, если они по каким-то причинам не смогут передаться деньги дольщиков на строительство. Однако это только в теории, будем надеяться, что проблемные проекты навсегда остались в прошлом», – сказал Алексей Белоусов.
Олег Бритов, вице-президент Российского союза строителей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций, отметил, что риск появления новых проблемных объектов в городе минимален.
«Профильные власти тщательно контролируют строительный рынок, и проблемы, в случае их возникновения, можно будет решить до того, как они зайдут в тупик. То, что проблемных объектов в нашем городе не осталось, – это следствие планомерной работы городского правительства и ответственного взаимодействия застройщиков с органами власти», – подчеркнул он.