Евгений Ицаков: «Эффект от программы развития автотуризма мы сможем увидеть достаточно быстро»
Как рассказал «Петербургскому дневнику» замдекана факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков, эта концепция имеет действительно неплохие перспективы для реализации.
«Пока трудно сказать, сколько именно государственных инвестиций потребуется на реализацию программы, но мне кажется, что не слишком много. Ведь концепция базируется на создании наиболее благоприятных условий для бизнесменов, которые планируют заниматься торговлей и сервисом на территориях при федеральных трассах. Это и упрощение процедуры землеотвода, и льготы по налогообложению и уплате коммунальных тарифов, и многое другое. То есть основные идеи, заложенные в развитие автотуризма, не предполагают огромных государственных вложений. Упор делается на то, что в придорожный бизнес будут вкладываться частные инвесторы – при максимальном благоприятствовании со стороны государства», – отметил он.
Правильность этой идеи в том, что обустраивать МФЗ и прочие сервисы вдоль трасс будут не те, кого к этому принудят, и не государство, которое часто является не самым эффективным собственником, а те, кто хочет и может развивать этот бизнес, считает эксперт.
«Думаю, многие компании этого сегмента уже планируют строительство сети своих АЗС, мотелей и МФЗ на тех направлениях, которые заложены в концепцию. Они понимают принципы этого бизнеса и теперь, при получении льгот от государства, смогут построить, грубо говоря, не одну придорожную заправку или мотель, а три-четыре. Эти меры должны повысить обустроенность наших дорог и положительно сказаться на привлекательности автотуризма, – указал экономист. – Кроме того, в концепции есть хорошая идея, касающаяся развития системы кемпингов в России. Пока там предлагается упростить порядок выделения земли под кемпинги, а также ввести для них льготный режим налогообложения – опять же, для тех, кто уже занимается этим или планирует такой бизнес».
По мнению эксперта, развитие автотуризма в РФ выглядит уместно еще и потому, что сейчас коллективный Запад посредством санкций максимально осложнил для россиян выезд на автомобилях в Европу.
«Ранее благополучные россияне традиционно совершали автопутешествия за рубеж, чаще всего – в страны ЕС. Но сейчас делать это крайне проблематично, и наши люди наконец-то начали путешествовать по своей собственной стране, открывая для себя массу новых мест. К сожалению, уровень благоустройства вдали от крупных городов у нас до сих пор низок. При этом сама страна – недонаселенная, а перегоны между крупными городами составляют порой сотни и тысячи километров. На этих перегонах, как правило, нет никакого сервиса, потому что в тех местах просто никто не живет. Поэтому государство создает «рабочую схему» поддержки для тех, кто все-таки захочет что-то строить и создавать вокруг автомобильных трасс», – продолжил Ицаков.
Еще одна интересная мера, заложенная в концепции, – это помощь с подбором наиболее перспективных мест для возведения МФЗ, заправок или мотелей, указал он.
«Это важно в тех случаях, когда трасса проходит, допустим, через территорию заповедника и по закону там вообще ничего возводить нельзя. В результате автомобилистам приходится ехать по 300-400 километров, где ни разу не встретишь ни АЗС, ни мотеля, ни кафе. Хорошо, если вы заранее заправили машину, поели и сходили в туалет, в противном случае дорога превращается в настоящее мучение. А в рамках концепции местные власти будут обязаны предоставить бизнесу землю под МФЗ в тех местах, где это будет удобно автомобилистам. То есть ее реализация может принести россиянам довольно много положительных эффектов», – считает Евгений Ицаков.
По его мнению, начало реализации программы займет определенное время, поскольку она должна быть тщательно просчитана и сверена с властями регионов РФ.
«Насколько я знаю, привлечь бизнесменов на придорожные территории – не самая легкая задача. В случае с трассой М11 «Москва – Петербург» у многих бизнесменов была проблема с землеотводом. Там не всегда было понятно, к чьему ведению относятся «пятна», выделенные под МФЗ, – ГК «Автодор», федерального центра или местных властей. Кроме того, автомобильный поток на трассе нарастал недостаточно быстро для того, чтобы начать приносить прибыль придорожному бизнесу. Поэтому бизнес и не хотел рисковать, а павильоны под АЗС или кафе стояли вдоль трассы достаточно долго, и никто туда не хотел «заходить». Сейчас ситуация на М11 меняется, и, скорее всего, примерно так же будет и с другими платными трассами», – предположил эксперт.
Он считает, что по инициативе государства и на бесплатных дорогах в России могут появиться сотни новых МФЗ, АЗС и мотелей, выдержанных в единой стилистике, с широким ассортиментом услуг и качественным сервисом.
«Это тот случай, когда лучше получить результат через какое-то количество лет, чем не получить его вообще никогда. Но мне кажется, что позитивный результат для страны эта программа может принести намного раньше. Думаю, что у компаний, занимающихся строительством придорожной инфраструктуры, уже сейчас есть конкретные планы по размещению своих объектов. И упрощение порядка получения земли, вкупе с различными льготами, позволит им открывать свой бизнес намного активнее – потому что новые «точки» будут окупаться быстрее и их инвестиционные программы будут реализовываться эффективнее. Думаю, эффект от программы развития автотуризма мы увидим достаточно быстро», – считает Ицаков.
По мнению экономиста, сама по себе программа во многом напоминает то, что было в свое время реализовано в США, где внутренний автотуризм стал одной из доходных отраслей экономики.
«В этом плане выделяется инициатива по развитию в стране сети площадок для трейлеров, которые никогда не были у нас особенно популярны. А Минтранс хочет сделать их едва ли не основной «точкой притяжения» в новой стратегии. Интересно посмотреть, удастся ли «раскачать» в наших условиях эту идею, весьма типичную для Европы и США, которые во второй половине 20-го века пережили настоящий автомобильный бум, – отметил аналитик. – Но здесь нужно учесть, что та же Америка – по большей части южная страна, с довольно комфортным климатом. Россия этим похвастаться не может, хотя подавляющая часть населения у нас все-таки живет либо в ее западной части, либо на юге. При этом две трети нашей страны почти необитаемы, да и не очень приспособлены для заселения. Поэтому при реализации программы автотуризма, скорее всего, будет рассматриваться именно та часть России, которая в принципе пригодна для туризма. Важно и то, что эта идея опирается на поддержку именно частного бизнеса, а не на заливание бюджетных миллиардов в какие-то госпроекты с сомнительным эффектом», – заключил Евгений Ицаков.
Напомним, Минэкономики разработало концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года. Она предусматривает синхронизацию развития основных автотуристических маршрутов в стране с планами дорожников. Также планируется предоставлять бизнесу налоговые преференции и другие льготы в рамках создания инфраструктуры для автотуристов.
По мнению экспертов, автотуризм в России сейчас развивается хаотично и фрагментарно. Есть отдельные программы по ремонту и строительству дорог, заправок, но они почти не привязаны к туристическим объектам. Придорожные отели строятся, как правило, в интересах водителей фур и в местах с наибольшим трафиком. Поэтому задача концепции – синхронизировать все эти процессы.
По оценке Минэкономики, ежегодно по дорогам России передвигаются 22-23 миллиона автотуристов, а их потенциальное число может достигать 42 миллионов человек. Согласно опросам ВЦИОМ, 39 процентов россиян за последние пять лет совершали дальние туристические поездки на авто. Развитие этого направления может принести туристической отрасли дополнительно 250 миллиардов рублей в год.
При этом, по данным ВЦИОМ, 26 процентов автотуристов не удовлетворены качеством придорожного сервиса. На многих дорогах не хватает заправок, парковок, туалетов и мотелей.
При этом в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах объектов дорожного сервиса очень мало – из-за низкой инвестиционной привлекательности и высокой стоимости их создания. По данным аналитического центра НАФИ, 81 процент путешественников жалуется также на низкое качество самих дорог. Авторы концепции упоминают и проблему низкого качества мобильной связи на многих участках трасс.
Документ, который в правительстве рассмотрят в начале 2024-го, рассчитан на два этапа. В 2024-2025 годах власти собираются разработать программу по развитию автотуризма с планом мероприятий. Минэкономики предлагает в ее рамках разработать меры господдержки бизнеса для создания инфраструктуры для автотуристов, прежде всего – многофункциональных зон (МФЗ). Сейчас на федеральных дорогах Росавтодора работает более 180 МФЗ, на платных дорогах ГК «Автодор» – около 100 МФЗ.