Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Снова в строю: как в Кронштадте открыли для посещения легендарную подлодку «Ленинский комсомол»

Также в Музее военно-морской славы установили памятник академику Анатолию Александрову
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В кронштадтском Музее военно-морской славы 26 декабря торжественно открыли экспозицию атомной подлодки К-3 «Ленинский комсомол».

Теперь посетители Музея военно-морской славы смогут не только узнать историю создания атомохода, о его ледовых походах и работе подводников, но и сами попасть внутрь атомной подводной лодки. Даже со стороны лодка производит неизгладимое впечатление на обычного человека – она настолько огромная, что не попадает целиком в камеру телефона или фотоаппарата. При этом подлодка установлена в не менее огромном пространстве самого музея – он поражает своими размерами и продуманностью помещений. Проще говоря, в музее комфортно находиться, и даже сотни новых экспонатов, которыми он обязательно вскоре пополнится, наверняка поначалу будут теряться на этих огромных пространствах.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Церемония открытия подлодки-музея началась с непродолжительной торжественной части. В официальном открытии экспозиции приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, а также глава проектного офиса кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу.

«Сегодня для нашего города и нашего флота – знаменательный и торжественный день! Представьте, что полтора года назад на месте этого музея вообще ничего не было – ни лодки, ни здания, здесь раньше стояли какие-то полуразрушенные сооружения. Но по распоряжению президента Владимира Путина Минобороны России возвело этот великолепный музей! Сегодня мы с вами – его первые посетители, которые уже не только снаружи увидят эту красавицу-лодку, но и зайдут внутрь нее. И все, кто занимался этим проектом, относились к нему с любовью. Потому что это – гордость нашей страны, – отметил глава города Александр Беглов. – Это единственная в мире лодка, которая находится в музее, в здании. Больше такого нигде нет. Когда мы осмотрели внутри подводную лодку, мы убедились, что внутри практически все сохранено так, как было во время ее службы. И теперь мы имеем полное представление, как выглядит наша гордость – К-3.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В свою очередь, глава проектного офиса кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу назвала открытие экспозиции К-3 историческим событием.

«Эта легенда нашего флота совершила 14 походов, прошла более 128 тысяч морских миль и впервые в истории всплыла во льдах Северного полюса. Теперь К-3 продолжит служить Родине в новом качестве – в качестве памятника отечественной науке, профессионализму судостроителей и героизму моряков-подводников. Наша иммерсивная экспозиция рассказывает об истории создания этого атомохода, о его устройстве и инновациях того времени. А также о службе К-3 в составе флота, ее боевой работе и быте моряков-подводников», – сказала Шойгу.

Ксения Шойгу также рассказала, что за время простоя в сухих доках около 70 процентов внутреннего оснащения подлодки было утрачено или пострадало от времени так, что не подлежало восстановлению. Реставрация интерьеров и оборудования, воссоздание утраченных приборов и деталей внутреннего оснащения заняли более пяти месяцев. Работы велись почти круглосуточно командой из 120 человек. «А ветераны-подводники помогали нам с поиском приборов и оригинальных вещей для оформления внутренних интерьеров К-3, – поделилась Шойгу.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

После торжественных речей участники церемонии во главе с Александром Бегловым перерезали красную ленточку и поднялись на борт атомохода. Здесь для губернатора провели небольшую экскурсию, в ходе которой рассказали, как кропотливо восстанавливалось подводное судно и какие функции нес каждый из его отсеков, когда подлодка была в строю.

МУЗЕЙ ВПЕЧАТЛЯЕТ

На открытие экспозиции пришло большое количество бывших подводников – капитаны всех рангов, вице-адмиралы, командиры дивизионов и другие офицеры. В основном это были пожилые мужчины в форме, на кителях у них сияли сотни наград. Со стороны было хорошо видно, как при виде интерьеров подлодки в глазах у них загорался задорный огонек и расправлялись плечи – видимо, бывшие подводники сразу же вспоминали свои многочисленные боевые походы.

«После выпуска из военно-морского училища я пришел служить в полярный поселок Гремиха, где была расположена база наших подлодок. И меня распределили на вот эту подлодку К-3, на должность инженера управления. На ней я прослужил несколько месяцев, после чего меня перевели на другой корабль, такого же класса. Всего на подлодках я прослужил 11 лет, и всегда служба протекала очень интересно. Конечно, бытовые условия у нас были скромные, не такие, как на наших лодках последующих поколений. Но мы служили на ней с удовольствием, никто никогда не жаловался на неудобства, – рассказал корреспонденту «Петербургского дневника» капитан первого ранга Виктор Пухов. – Конечно, музей всех нас очень впечатлил. А сама лодка – один к одному как в то время, когда я на ней служил. В ее отсеках все выглядит так же, как во время наших ледовых походов, и мой родной инженерный пульт полностью сохранился. В общем, огромное спасибо тем, кто вложил в нее столько труда!»

«Думаю, молодежь обязательно будет сюда стремиться, и я сам приведу сюда, на лодку, своих сыновей. Я недавно водил их на современную подлодку класса «Борей», и по сравнению с К-3 разница, конечно, колоссальная. Ведь на наших новых лодках абсолютно новые электроника, акустические системы, вооружения и многое другое, чего больше нет нигде в мире. Но К-3 – одна из самых первых наших атомных подлодок, мы тогда находились в самом начале пути, – рассказал Валентин Полтихин, зампред Комитета ветеранов подразделений особого риска. – Что означает открытие этого комплекса в плане патриотического воспитания молодежи, словами, конечно, не передать. У меня недавно были гости из Белоруссии, и величина этой лодки их просто поразила! Я им сказал, что те же «Бореи» и «Ясени» раза в три больше, чем она! Я сам преподаю в морской академии и могу сказать, что сегодня отбоя от желающих служить на таких лодках просто нет! А теперь, когда мальчишки смогут сами забраться внутрь настоящей подводной лодки, конкурс в училища подводников будет еще больше».

На открытие музейной подлодки также пришло несколько десятков юнармейцев. Ребята в красивой бежево-красной форме с огромным интересом рассматривали все детали подводного корабля и без конца фотографировали ее внутренности на телефоны. «Это событие крайне важно для нас, у нас сейчас активно развивается движение «Юнфлот», в него уже входит целых 200 человек. Ребятам важно все увидеть своими глазами, убедиться, что наша славная история сохраняется. К тому же это – элемент профориентации для детей: зайдя внутрь подводной лодки, кто-то из них, возможно, сам захочет служить в подводном флоте и защищать рубежи нашей Родины», – рассказала «Петербургскому дневнику» руководитель кронштадтской «Юнармии» Татьяна Дементьева.

По словам музейных работников, в целом экспозиция рассказывает об истории создания К-3 – от идеи ядерной установки до навигационных комплексов, испытания которых были главной задачей моряков «Ленинского комсомола». Специальная мультимедийная экспозиция познакомит посетителей с подвигами экипажей К-3. За время боевой службы атомохода целых 10 членов его экипажа получили звание Героя СССР, 13 – стали кавалерами ордена Ленина, еще 60 – были награждены орденом Красной Звезды.

Справка

Первая атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» вошла в состав Военно-морского флота СССР в 1959 году. Она базировалась в Северодвинске и прослужила стране почти 30 лет, до 1988 года. За это время лодка совершила пять боевых походов. Находясь в море более 14 тысяч ходовых часов, она прошла почти 130 тысяч морских миль (260 тысяч километров). В 1991 году К-3 была официально выведена из состава ВМФ, а с 26 декабря 2023-го стала центральным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадте.