Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Главный бренд Нового года: как в Петербурге представляют «Щелкунчика»

Театры подготовили премьеры к праздникам
Фото: предоставлено Театром балета имени Якобсона

Если лето – время «Лебединого озера», то зима – «Щелкунчика». Балет, спектакль, концерт, мюзикл и даже шоу… Найти свой жанр и героя по душе может каждый. В чем феномен «Щелкунчика», разбирался «Петербургский дневник».

Каких только «Щелкунчиков» не выводили на сцену с того момента, как в канун Рождества 1816 году впервые была опубликована сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Самой известной постановкой стал балет Петра Чайковского на либретто Мариуса Петипа. Он и сегодня любим и востребован зрителями. Однако классического «Щелкунчика» на всех не хватает. Да и желание других коллективов приобщиться к самому кассовому новогоднему спектаклю столь велико, что персонаж Гофмана ставили на коньки, отправляли под купол цирка, делали героем мультфильма, заставляли петь и танцевать и даже представляли в виде песочной анимации.

Не дремлет творческая фантазия и сегодня. Поэтому начнем с премьер.

Вызов труппе

«Мне всегда было немного обидно, что «Щелкунчик» – такая хорошая сказка, а у нее всего одна жизнь», – с такого признания начал рассказ о своей новой работе директор и главный дирижер Филармонии для детей и молодежи Михаил Голиков. Изменить ситуацию ему помог случай, точнее, знакомство с известным композитором Александром Журбиным. Тот рассказал, что у него есть мюзикл «Щелкунчик» (0+), который никогда и нигде не игрался. Тогда-то и было принято решение о постановке.

Аргументы Голикова просты. Во-первых, жанр мюзикла сегодня очень популярен. Во-вторых, это возможность познакомить зрителей с другим, более философским Гофманом. И наконец, это вызов труппе, которая хоть и готова к воплощению новой версии, но из-за ремонта филармонии находится в непростых условиях.

«Местами наш спектакль превращается в шоу, но для мюзикла это даже хорошо. Мы не можем поражать только текстом или красочными декорациями. Мы должны обеспечить то движение, которое возьмет зрителя и будет держать его в напряжении до последнего аккорда», – считает Михаил Голиков.

Он уверен, что «Щелкунчик» имеет право на новую жизнь. «У Журбина потрясающая музыка, он настоящий мелодист. Когда уже после первой репетиции музыканты начинают напевать мелодии из спектакля, значит, они имеют все шансы стать шлягерами», – подытоживает он.

Мастер изобретений

Современную интерпретацию знаменитой сказки Гофмана представят хореограф-постановщик Николай Андросов и народный артист России Фарух Рузиматов. В этой версии звезда балета исполнит роль Дроссельмейера, дяди Щелкунчика. Этот персонаж станет одним из центральных и зазвучит по-новому.

В прочтении Николая Андросова можно угадать самого Гофмана, рассказывающего свою лучшую сказку, и даже услышать фрагменты написанной им музыки.

«Фарух Рузиматов будет танцевать партию Дроссельмейера, крестного Маши, который дарит ей Щелкунчика. Он станет волшебником, от лица которого эта история будет рассказываться. Ведь и у Гофмана именно Дроссельмейер – один из главных персонажей – мистик, мастер изобретений», – рассказал балетмейстер.



Фото: предоставлено Михайловский театром

Романтическая история

Еще одну премьеру любимой зимней сказки подготовил Николай Цискаридзе (6+). Ректор Академии русского балета имени Вагановой уже десять лет репетирует эту версию со своими подопечными. А теперь постановку, подготовленную совместно с Театром балета имени Леонида Якобсона, смогут увидеть все зрители.

Балет создан на основе классической постановки Василия Вайнонена, которую с 30-х годов танцевали в Мариинке. Цискаридзе считает ее одной из лучших, самой трогательной и нежной.

Сам танцор 101 раз исполнял партию Щелкунчика-принца, за что был признан одним из лучших в мире ее исполнителей. Теперь он переживает и поддерживает своих учеников, которые принимают участие в этой постановке.

«Щелкунчик» – это рождественская сказка, поэтому надо было сделать так, чтобы дети поверили в волшебство, ведь фантазия у них не ограничена», – говорит художник по костюмам Татьяна Ногинова.

По этой же причине использованы современные медиатехнологии, которые делают традиционное прочтение спектакля еще более ярким и волшебным.

Фото: Наташа Разина/ Мариинский театр

Хорошая традиция

Бесспорным лидером по числу Щелкунчиков остается Мариинский театр.

«С 11 декабря по 14 января Мариинский покажет более 40 «Щелкунчиков» в трех разных постановках: в классической версии с хореографией Василия Вайнонена, спектакль Театра балета имени Леонида Якобсона и балет в постановке художника Михаила Шемякина», – рассказали в пресс–службе театра.

Кстати, версия «Щелкунчика» (6+), разработанная художником Михаилом Шемякиным, выдержала за два десятилетия более 200 представлений, каждое из которых завершилось аншлагом.

«Посещение «Щелкунчика» в преддверии Нового года, Рождества, старого Нового года уже давно стало традицией и неотъемлемой частью праздника для многих поколений зрителей», – подчеркнули в Мариинке.

Мир фантазий и волшебства

В Михайловском театре балет идет в постановке недавнего лауреата Эрмитажной премии Начо Дуато и с декорациями Жерома Каплана (6+). Заглавную партию Марии исполняют новая прима театра из Австрии Приской Цайзель и балерины театра.

Свой «Щелкунчик» (6+) есть у Санкт-Петербургского классического балета и у арт-центра «Сен-Мишель», где он идет в хореографии танцовщика Михайловского театра Михаила Венщикова.

Представлен знаменитый сюжет и в других интерпретациях. Например, театр «Приют комедианта» показывает не сказочную, а вполне реальную историю «Щелкунчика» (6+). По мнению режиссера Виталия Любского, ее полтора столетия скрывали от зрителей за мишурой елочных игрушек.

В театре «Мастерская» детей ждет традиционный «Щелкунчик» (0+). Это красочная история о волшебстве и битве с Мышиным Королем, наполненная музыкой и чудесами.

В спектакле Большого театра кукол «Щелкунчик, или Рождественские сны и видения Мари Штальбаум» (6+) главной героиней становится маленькая девочка, в душе которой зарождается первая любовь.

Сегодня «Щелкунчик» – не только самое исполняемое в мире произведение, но и самое кассовое. На Западе есть артисты, которые выступают исключительно в зимние праздники и затем целый год отдыхают.

По словам балетмейстера Олега Виноградова, музыка «Щелкунчика» начинает звучать там уже с октября. Ее можно услышать на улицах, в магазинах, в транспорте. Специально под этот сюжет создаются труппы, единственная цель которых – станцевать в преддверии Нового года этот балет.

Народный артист России Валерий Гергиев считает, что «Щелкунчик» Чайковского обогатил всю мировую культуру, поэтому так «важно сберечь наше сокровище». Ведь ничего более волшебного и сказочного для рождественских и новогодних праздников пока не создано.

Мнения:

Олег Виноградов, балетмейстер, народный артист СССР:
– «Щелкунчик» – один из самых гениальных спектаклей Чайковского. А для нас, балетных, это еще и особый спектакль, потому что мы все выросли из него. Почти все знаменитые хореографы ставили этот балет. Но лучше, чем это сделал Василий Вайнонен, не было. У меня даже попыток не возникало поставить самому этот спектакль. Для меня лично этот классический балет – один из самых дорогих за всю мою 60-летнюю практику.

Илзе Лиепа, народная артистка России:
– «Щелкунчик» в Большом театре – это и правда совершенство. К слову, если вспомнить первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, когда Галина Уланова танцевала Джульетту, там было то же самое: чтобы купить билеты, люди спали на улице, завернутые в теплые пледы, с термосами… Если зрелище стоит того, то и на улице поспишь, и в очереди постоишь. «Щелкунчик» – это самый потрясающий спектакль в мире.

Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой, народный артист России:
– Когда возникает вопрос «что поставить?», я все время говорю: «Давайте ничего не придумывать, давайте не отходить от классики. Там очень хорошо все придумано. Лучше воздать должное всем тем талантам, кто создал это. Я, например, не считаю, что с этим надо соревноваться. Надо сохранять и надо очень хорошо исполнять.

Андриан Фадеев, художественный руководитель – директор Театра балета имени Л. В. Якобсона, заслуженный артист РФ:
– Этот спектакль передает предновогоднее и рождественское настроение. Потому что кто, как не дети, находятся сейчас в мечтах, в предвкушении Нового года. Они гадают, что им подарят, что принесет Дед Мороз. И, конечно, все они ждут чуда, которое им и дарит балет «Щелкунчик».

Мария Плосман, режиссер анимации:
– У меня трепетное отношение к «Щелкунчику» не только потому, что главную героиню зовут Мария. Это действительно прекрасная сказка, написанная Гофманом и прославленная Чайковским. Видимо, поэтому она живет в разных интерпретациях и у людей не теряется к ней интерес. Наверное, в их душе теплится надежда на чудо, которое всегда связывают с Новым годом и Рождеством.

Константин Арбенин, музыкант, солист группы «Зимовье Зверей»:
– Некоторые считают, что увидеть «Щелкунчика» надо обязательно, это как традиция сходить перед Новым годом в баню. Без этой «галочки» и праздник не праздник. Но это и на самом деле прекрасный балет с замечательной музыкой. Вот и моя дочь, художник-постановщи, тоже покажет премьеру этого спектакля в Московском театре кукол. Наверное, «Щелкунчик» – это еще некий оберег от всех неприятностей в новом году.