Яндекс.Метрика
  • Сергей Соин

Аскольд Запашный: «Фольклорные вещи становятся классикой благодаря своей гениальной простоте»

Художественный руководитель Большого Московского цирка – о новогоднем шоу «По щучьему велению»
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

С 30 декабря по 8 января в СК «Арена» пройдут гастроли новогоднего циркового шоу «По щучьему велению» Большого Московского цирка под руководством братьев Запашных. Подробностями с «Петербургским дневником» поделился художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный

– Аскольд Вальтерович, из года в год вы привозите в Петербург свои новогодние цирковые программы. Расскажите, как меняется цирк, как он эволюционирует.

– Мы с братом порядка двадцати лет назад начали делать свои цирковые шоу, сначала в «Лужниках». Неоднократно привозили их в Петербург. Я считаю, что именно мы создали тренд, который изменил саму цирковую индустрию. До этого в цирке доминировал дивертисмент, это были программы, которые строились как конструктор, из разных, не связанных между собой номеров и аттракционов, и склеивались клоунскими репризами. Когда мы начали создавать наши проекты, шоу-спектакли с сюжетом, общей идеей, современный российский цирк во многом последовал этому течению. Все эти представления отличались друг от друга, режиссеры стали искать новые ходы, и появилась здоровая конкуренция, которая для зрителя стала только благом.

Цирк, как и все большое искусство, должен быть всегда актуален и отражать современные достижения. И современный российский цирк впитывает все новые технические возможности с точки зрения и света, и использования различных устройств – подъемников, выдвижных трансформирующихся конструкций, сегвеев, квадрокоптеров, пиксельных булав, программируемых роботизированных устройств и других технических новшеств, которые могут расширить возможности артистов, дополнить трюки, удивить публику. Зрители имеют определенные ожидания, и мы, к счастью, можем им соответствовать и даже превосходить. В первую очередь в этом я вижу эволюцию цирка.

– Часто обсуждается, нужны ли цирку животные...

– Пока что нам удается отстоять традиционный полноценный цирк, цирк с животными. В его уничтожении я не вижу никакого движения вперед, кто бы что ни говорил. Я вижу не эволюцию, а деградацию. Любое животное – это чудо природы, в традиционном полноценном цирке мы видим не только достижения человека, но и его удивительное взаимодействие с природой, наблюдать за которым всегда будет интересно. За живым тигром, дельфином, медведем, который взаимодействует с человеком.

Да, есть успешные цирки без животных, например цирк Дю Солей, но он так развился не потому, что отказался от животных, он изначально существовал как цирковой театр, он сразу занял эту нишу. Цирки, которые отказываются от животных под давлением каких-то внешних сил, не эволюционируют, а делают шаг назад. Человек должен иметь право выбора, куда пойти, кого видеть. Если он хочет видеть животных, у него должно быть такое право.

– Какую задачу ставили перед собой, создавая цирковые шоу по мотивам русской сказки? В чем изюминка проекта «По щучьему велению»?

– Основная задача – это создание сказочной атмосферы по канону русской сказки, чтобы нашим цирковым языком, нашими средствами цирковой выразительности, рассказать и показать эту сказку. Чтобы люди всех возрастов прониклись, вспомнили ее, взглянули на нее по-новому и, может быть, почувствовали, как велик и могуч русский цирк, который способен своими инструментами воплощать эти чудеса. У нас нет какой-то одной изюминки, будь то супертрюк или какой-то отдельный номер. Мы стараемся, чтобы все, что происходит в наших представлениях, работало на целостность спектакля, который исполняется на очень-очень высоком уровне.

– О чем, на ваш взгляд, сказка «По щучьему велению»?

– Любая сказка – это ложь, да в ней намек. Фольклорные вещи становятся классикой благодаря своей гениальной простоте. За этой простотой скрываются очищенные от всего лишнего фундаментальные смыслы: добро и зло, честь и совесть и другие ценности, которые сохраняются вне зависимости от того, живем мы в Средневековье или летаем на автомобилях по воздуху. Мне кажется, что эта сказка о русской душе.

Этот Емеля на печи – он, на первый взгляд, ленив, наивен и местами инфантильно глуп. Ему достается уникальная возможность изменить свою жизнь, а он тратит все свои желания на какие-то, казалось бы, глупости. Но в этом глубокая философская история о доброте и мудрости человека, который не мыслит с точки зрения выгоды, в его мире все зиждется на простых и наивных чувствах. Если бы эта щука с ее возможностями досталась каким-то другим людям, они сразу бы начали делать что-то полезное для себя, а наш герой все время загадывает для кого-то. И это свойство русской души – сначала для кого-то и уже в последнюю очередь для себя.

– В чем видите творческие удачи шоу?

– Я как режиссер-постановщик и художественный руководитель стараюсь убегать от отдельно взятых творческих удач. Для меня важен общий уровень и целостность. И, наверное, самой большой удачей для меня стало то, что мы все вместе нашим, не побоюсь этого слова, выдающимся творческим коллективом, пришли к той формуле, когда реализуем каждый проект как очень высокого уровня представление с глубоким погружением. Не в нашем стиле ориентироваться на какие-то отдельные удачные моменты, которые благодаря какому-то везению, «щучьему велению», сами собой сложились. Все, что мы делаем, это хорошо спланированная работа команды профессионалов. Это и создатели костюмов, и те люди, которые пишут музыку и делают музыкальное оформление, работают над декорациями, это и кастинг артистов, которые совмещают свои цирковые жанры с работой драматической. Это все нельзя делать на удачу.

– «Петербургский дневник» летом взял под опеку тигренка Зевса из Мариуполя, сейчас он живет в Ленинградском зоопарке. В чем, по вашему опыту, больше всего нуждаются животные в зоопарках и цирках?

– Конечно, в первую очередь в том, чтобы люди создавали максимально качественные условия для их жизни. Животное не имеет такого интеллекта, как человек, оно не способно к долгосрочному планированию, и его самочувствие зависит от условий здесь и сейчас, а они зависят от нас. Нам очень важно совершенствовать стандарты, которые будут обязывать людей создавать те условия, которые необходимы животному, живущему, скажем так, вне дикой природы. Мы постоянно боремся за то, чтобы цирки, зоопарки модернизировались и принимали те стандарты, которые обеспечивают животным комфортную жизнь. Это и размеры вольеров, и обязательное соблюдение температурного режима, режима кормления, ветеринарного ухода. Большинство стационарных цирков в России строились в советское время, когда были другие стандарты, и такая требовательность необходима, чтобы люди, работающие в цирках, зоопарках, могли бы повлиять на руководство государственных учреждений. Чтобы была произведена необходимая модернизация, реконструкция и созданы нужные для животных условия. Всем понятно, что если вы приходите в зоопарк, то вы должны видеть счастливых, здоровых, довольных животных. Если этого нет, значит, нужно что-то менять, убирать недобросовестных людей и привлекать тех, кто сделает все, чтобы мы с животными сосуществовали в самых лучших взаимоотношениях.

– Как правильно адаптировать тигра из теплого климата к холодной погоде?

– Любое животное, которое приспособлено к определенным условиям, куда бы оно ни переехало, должно получить такие же условия. Если мы возьмем белого медведя и привезем в теплый климат, то мы должны создать ему привычные условия, все, которые я уже перечислил в ответе на предыдущий вопрос. Если речь идет о форсмажоре, например, когда мы спасаем какое-то животное или животное вынужденно переехало, все равно нужно найти то место, где ему можно создать привычные условия, и далее приучать к новым условиям очень постепенно и последовательно. Тюлень эволюционировал в условиях холодной воды, у него соответственные этому жировые отложения, инструменты для передвижения, и мы обязаны для тех тюленей, которые выступают в цирке, создать такие условия везде – и в месте проживания, и при транспортировке, и там, где они работают. Белые медведи работают на льду, используются дополнительные кондиционеры. Если вы думаете, что мы берем животных, рожденных для холодного климата, и помещаем в цирк, где тепло, то вы ошибаетесь. Никто так не делает. Ни в одном приличном цирке, зоопарке или океанариуме.