Другая «Аврора»: старейший кинотеатр Петербурга празднует 110-летие
27 декабря 1913 года на Невском проспекте открылся Большой театр световых картин «Пикадилли», который сразу же заслужил славу самого роскошного и современного синематеатра Российской империи. За 110 лет он сменил название, пережил две революции, Великую Отечественную войну, блокаду, распад страны, но так и остался одним из самых важных в нашем городе.
Самый-самый
В ряде источников «Пикадилли» называют старейшим кинотеатром Санкт-Петербурга, и это правда, однако первым он все же не был.
«К моменту открытия «Пикадилли» только на Невском проспекте работало около 300-400 кинотеатров. Люди арендовали квартиры, чтобы организовать пусть маленький, но кинотеатр. Однако «Пикадилли» был первым большим роскошным кинодворцом, построенным специально для показа фильмов», – рассказал историк, кандидат искусствоведения, автор серии книг по истории кино Алексей Дунаевский.
«Пикадилли» действительно был выдающимся: зал на 800 мест с лепным декором в стиле модерн, новейшая проекционная аппаратура и большой экран. Для сравнения: в январе 1913 года в Париже открылся кинотеатр компании «Гомон», рассчитанный всего на 380 зрителей. Первая афиша сообщала, что новый синематеатр будет «беспрерывно, монопольно» показывать фильм «Сумерки женской души». Впрочем, репертуар синематеатра был весьма широким.
«В эпоху немого кино в «Пикадилли» шли картины не только в сопровождении игры пианиста, но и целого симфонического оркестра, которым многие годы руководил известный дирижер и композитор Сергей Бершадский. Было время, когда здесь тапером работал великий композитор Дмитрий Шостакович, а позднее пела несравненная Клавдия Шульженко. Частым зрителем синематеатра был писатель Владимир Набоков, об этом он писал в одиннадцатой главе романа «Другие берега», – рассказала исполняющая обязанности директора «Авроры» Софья Нестеренко.
Название кинотеатр сменил в 1932 году по двум причинам. «Главное – это пятнадцатилетие Октябрьской революции, второе – ленинградцы активно жаловались на непонятное название», – сказал Алексей Дунаевский.
Вскоре в кинотеатре появилась аппаратура для демонстрации звуковых фильмов, в результате «Аврора» одной из первых в СССР начала показывать кино со звуком.
Кино будет
Великая Отечественная война и даже блокада Ленинграда не остановили работу кинотеатра. «Аврора» прекратила показы только в январе 1942 года, однако уже в марте кинотеатр вновь заработал.
«Это поразительно, но ленинградцы ходили в кино даже в такое непростое время. Иногда сеансы приходилось прерывать на время воздушной тревоги или артобстрела, тогда зрители спускались в бомбоубежище. Но после отбоя воздушной тревоги люди возвращались на свои места, чтобы досмотреть фильм», – рассказала Софья Нестеренко.
В военные годы репертуар кинотеатра почти полностью состоял из антифашистских лент, например, в «Авроре» показывали «Семью Оппенгейм» (0+), «Профессора Мамлока» (12+), «Болотных солдат» (12+). Также там шли документальные фильмы, например, «Разгром немецких войск под Москвой» (12+). Эту картину, кстати, оценили не только советские граждане, но и американские киноакадемики – в 1943 году «Разгром…» получил «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
Точка притяжения
После войны «Аврора» стала из просто кинотеатра превращаться в, говоря современным языком, точку притяжения. Люди приходили туда не только для того, чтобы посмотреть кино, но и послушать музыку, просто пообщаться.
«В советские годы там часто шли какие-то интересные арт-программы, существовали разные клубы, в итоге вокруг кинотеатра сформировалась особая интеллектуальная публика. На сеансы приходили совсем не случайные люди», – рассказал актер Евгений Миронов.
Отчасти этому способствовала репертуарная политика «Авроры», ведь, несмотря на железный занавес, там показывали западные фильмы. Достаточно вспомнить итальянскую биографическую ленту «Молодой Карузо» (18+) или французскую драму «Прелюдия славы» (18+). После того как в «Авроре» показали мюзикл «Призыв судьбы» (18+), в нашей стране узнали о великолепном французском актере Жане Маре.
Отечественное кино в приоритете
Интересно, что после распада СССР, когда российские кинотеатры стали беспрерывно показывать исключительно иностранные фильмы, «Аврора» превратилась в островок для отечественной киноиндустрии.
«За это надо сказать спасибо бывшему директору «Авроры» Людмиле Григорьевой. Это она всегда говорила, что нельзя без русского кино, что отечественные фильмы должны быть в приоритете. «Сибирский цирюльник» (18+) Никиты Михалкова крутился в «Авроре» целый год!» – рассказал заслуженный артист РФ Андрей Мерзликин.
Фильмы петербургских режиссеров всегда были в «Авроре» на особом счету, однако отдельной главой в истории кинотеатра стал Алексей Балабанов. Именно в «Авроре» прошла премьера фильмов «Брат» (18+), «Брат 2» (18+) и «Про уродов и людей» (18+). «На мой взгляд, фильмы Алексея Балабанова надо смотреть именно в «Авроре», – уверен Андрей Мерзликин.
Впрочем, иностранных фильмов после распада СССР в репертуаре кинотеатра меньше не стало. Более того, число звездных гостей увеличилось.
«Аврора», что называется, была и есть кинотеатром «первого экрана», то есть кинотеатром, в котором проходит множество премьерных показов. Я хорошо помню премьеру фильма «Онегин» (16+) Марты Файнс, потому что мне доверили честь выводить на сцену «Авроры» исполнителей главных ролей – Лив Тайлер и Рэйфа Файнса. Помню, специально ради них еще неказистый двор «Авроры» затянули шатром», – вспоминает кинокритик, профессор кафедры тележурналистики Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Ильченко.
«Где, если не в «Авроре», я бы смог встретиться и выпить коньяку с итальянским режиссером Паоло Соррентино, фильмы которого я знаю наизусть? Я со многими мастерами мирового кинематографа общался именно в этом кинотеатре», – добавил заслуженный артист России Николай Поздеев.
Все для зрителей
К слову о внутреннем дворе «Авроры»: он давно не неказистый. За годы существования кинотеатр пережил несколько серьезных преобразований. В 1936 году начались работы по проекту архитектора Николая Шеломова, и уже через год площадь «Авроры» выросла вдвое: там появились просторное фойе и концертный зал, который после стал вторым кинозалом.
В 1998 году в кинотеатре были проведены масштабные реставрационные работы по восстановлению исторического облика. Также появились новейшая на тот момент звуковоспроизводящая аппаратура DolbyDigital – SurroundEX, новый экран Perlux площадью 100 квадратных метров, а также мягкие кресла.
За последние полтора года в «Авроре» вновь обновили оборудование: кинотеатр окончательно отказался от ламп в пользу лазера. «В Большом зале мы заменили всю звуковую систему и обновили кресла: нам, скрепя сердце, пришлось сократить количество посадочных мест на 160. Теперь в большом зале 435 мест, зато все они соответствуют современным представлениям о комфорте. Помимо этого мы обновили фойе, теперь там есть мягкая мебель и шкаф с книгами по искусству», – рассказала Софья Нестеренко.
Однако это только начало. «Сейчас идет подготовка проекта по ремонту и реставрации всего кинотеатра. Хочется максимально сохранить исторический облик здания, но при этом создать комфортные условия для зрителей. Мы не планируем закрывать кинотеатр, просто выстроим работы так, чтобы зрители их вообще не заметили», – добавила Софья Нестеренко.
Команда «Петербургского дневника» готовит документальный фильм про «Аврору». Мы не просто расскажем историю кинотеатра, но и покажем его «заповедные уголки», недоступные глазу рядового посетителя. Кроме того, Виктор Сухоруков, Андрей Мерзликин, Евгений Миронов и другие артисты расскажут, за что они любят «Аврору». Премьера фильма состоится в январе 2024 года.