Изготовить монету в Петербурге сможет каждый: Музей истории денег «Гознак» открывает мастер-класс по чеканке
Два года назад под сводами западной части Кронверкской куртины был открыт мастер-класс по ручному отливу бумаги. За это время лист с водяным знаком изготовили и взяли на память более семи тысяч человек. Теперь новая судьба ждет правое крыло каземата. Здесь будут проходить мастер-классы по чеканке монет (12+), которые станут для посетителей прекрасным сувениром.
Казематы XVIII века
Специалисты признаются: сделать так, чтобы посетителям было интересно и безопасно, оказалось непросто. Особенного внимания потребовали казематы Кронверкской куртины, которые нуждались в серьезной реставрации.
«Нам пришлось вскрывать все основные пространства до несущих конструкций. Когда мы сделали это, то увидели, насколько интересно устроены казематы XVIII века. И сочли необходимым музеефицировать их», – объясняет генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук.
Еще недавно эти помещения были засыпаны строительным мусором и землей. После расчистки сделали консервацию кирпичной кладки, выполнили музеефикацию участков цокольного этажа и фундаментов двухъярусных казематов.
«Самое интересное здесь – так называемая косая амбразура – уникальное фортификационное явление XVIII века, которое было внесено в проект крепости и позволяло увеличить огневую мощь сопутствующих бастионов», – рассказывает Радомир Сусоров, главный специалист Выставочного комплекса АО «Гознак». Но так как крепости не довелось отражать атак, то на месте амбразуры сделали жилое помещение.
Еще один раритет – сохранившийся фундамент печи отопления конца XIX века и часть дымохода.
Именно в этом помещении и решили устроить мастер-класс по чеканке, которую Санкт-Петербургский монетный двор – старейший филиал «Гознака» – ведет с 1724 года.
«Чешуйка» в треть грамма
Здесь все по-настоящему. Убедиться в этом можно на мастер-классах, где представлены три исторические технологии чеканки: ручная, на винтовом и на электрическом прессах.
Восстановлен весь технологический процесс. Вот только если раньше в производстве использовалась медная или серебряная проволока, то сегодня – алюминиевая. Ее вытягивают, разрезают на кусочки и, поместив между двумя штемпелями, ударом мощного молота превращают в заготовку. Затем оттискивают на ней рисунок и надписи и получают монету, которая в древности называлась «чешуйкой».
«Монеты были небольшого размера (около сантиметра) и продолговатой формы, похожие на арбузное семечко или рыбью чешуйку. К концу XVII века одна копейка-«чешуйка» весила всего 0,28 грамма», – поясняет Радомир Сусоров.
К открытию мастер-класса на монетном дворе были специально изготовлены штемпели с изображением всадника с копьем на лицевой стороне и буквами на оборотной. Именно так выглядели русские копейки XVI – начала XVIII века.
Символ монетного дела
Начиная с XVIII века монеты стали чеканить на винтовом прессе. Как правило, перед этой машиной располагалась ниша, в которой сидел мальчик-подмастерье, подкладывавший заготовки под пресс. Машины приводились в движение вручную, с помощью лошадей, энергии воды или пара. Кстати, такой винтовой пресс стал даже символом монетного дела. Его изображения помещали на многие памятные медали.
«Это сложное оборудование совершенно другой производительности. Его будут показывать несколько раз в год по специальному расписанию, потому что для его обслуживания надо привлекать сотрудников монетного двора», – пояснила директор Выставочного комплекса АО «Гознак» Наталья Ипатова.
Готовится к 300-летию
У «Гознака» большие планы по празднованию юбилея. Это новые экспозиции, выпуск памятных монет, изданий и почтовых блоков. Совместная с Эрмитажем выставка, посвященная медальерному искусству, которая пройдет в главном музее страны.
Будут и сюрпризы. До сих пор экскурсии на монетный двор из-за режимных требований и техники безопасности не проводились. Но, понимая интерес к этому месту, здесь решили пойти навстречу посетителям.
«Важное событие, о котором я впервые говорю публично, – это открытие музейно-производственного комплекса Санкт-Петербургского монетного двора в мае-июне 2024 года. Данное мероприятие станет новой точкой в развитии наших просветительских проектов», – сообщил Аркадий Трачук.