Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

Петербург, театр и созависимые отношения: Павел Мирзоев представил «Блондинку»

В основе драмы повесть Александра Володина
Фото: START

В рамках «Ленфильм-клуба» состоялся предпремьерный показ драмы «Блондинка» (16+) режиссера Павла Мирзоева с прекрасной Дарьей Жовнер в главной роли. В основе фильма одноименная киноповесть Александра Володина 1984 года о взрослении идеалистки Иры, влюбленной в искусство и совершенно недостойного столь высоких чувств Льва. Если вам кажется, что это просто еще одна девчоночья история неразделенной любви, то ошибаетесь. Как показала практика, увидеть в Ире себя могут люди любого пола и возраста. Фильм уже в прокате.

Как тогда

Как рассказал Павел Мирзоев, володинскую «Блондинку» он прочитал еще будучи студентом и спустя почти два десятка лет вновь обратился к киноповести.

«Меня начала занимать тема молодых женщин от 20 до 35 лет, которые не хотят жить по накатанной системе, которые пытаются реализовать себя в каких-то творческих профессиях, причем иногда сами их придумывают. Я пытался написать что-то сам, но потом вспомнил про «Блондинку», перечитал ее и понял, что сочинять ничего не надо, великий драматург все уже сделал», – рассказал режиссер.

Впрочем, назвать экранизацией мирзоевсую «Блондинку» все же нельзя, потому что события фильма разворачиваются в наше время. Там даже есть четкий маркер того, что все происходит после начала СВО: туристическое агентство, в котором работает Ира, закрывается.

«Я ставил перед собой суровую задачу сохранить володинский дух, осовременив отдельные детали. Например, в повести Лев занимается какой-то йогой. Для времен СССР подобное прямо андеграунд, сегодня же это рядовое всем доступное развлечение. Так что мы решили сделать Льва режиссером маленького неклассического театра «Северная почта», коих очень много в Петербурге. Также мы изменили финал. У Володина Ира, оказавшаяся в любовном треугольнике, в итоге остается с одним из мужчин, потому что в то время муж, который не пьет, не бьет и работает – достижение для женщины. Сегодня это не так, и Ира выбирает себя, а как это конкретно выглядит, можно посмотреть в нашем фильме», – рассказал режиссер.

Ира в каждом из нас

Фото: кадр из фильма

«Блондинка» – это практически монофильм про Иру. Кадры, в которых ее нет, можно сосчитать по пальцам. На исполнительницу главной роли ложится вся ответственность за итоговый результат. Именно поэтому Павел Мирзоев искал актрису почти полгода.

«Мне кажется, мы перепробовали всех актрис подходящего возраста из Петербурга, Москвы и многих других городов. На пробах Даша Жовнер проявила себя бескомпромиссной актрисой, которая никогда не будет поддакивать режиссеру. Она активно спорила, мы успели несколько раз поссориться и помириться. Наверное, для большинства проектов такое не подходит, но мы поняли, что это и есть наша Ира, поэтому и утвердили Дашу на роль. Я ни разу об этом не пожалел, она блестяще справилась с этой работой», – вспоминает Павел Мирзоев.

Дарья Жовнер признается, что если у нее есть мнение по какому-либо вопросу, то скрывать его ей трудно. Этим она часто создает себе сложности.

«Каждый раз, идя на пробы, говорю себе: «Даша, давай сегодня поспокойнее. Не спорь, держи себя в руках». Но у меня редко это получается. Ну а как? Я прочитала сценарий, погрузилась в эту историю, меня заинтересовала героиня. У меня, естественно, возникло какое-то отношение к материалу, какие-то мысли на этот счет. К сожалению, режиссеров, как правило, актерские соображения мало интересуют. Но в этот раз мне повезло: Павел Мирзоев готов слушать и умеет слышать. Мы могли спорить, не соглашаться друг с другом, но это был живой диалог», – рассказала она.

Надо сказать, работа удалась. Дарья Жовнер абсолютно и бескомпромиссно прекрасна в этом фильме, даже в моменты, когда ее героиня делает настолько стыдные глупости, что хочется зажмурить глаза. Она каждую секунду в надрыве, на пределе, даже если просто молчит и улыбается. При этом никаких криков и истерик, фильм светлый и благостный.

Фото: кадр из фильма

По сюжету, Ира беззаветно влюблена в ничего не добившегося, разочарованного в жизни Льва, которого играет Евгений Цыганов из фильма «Прогулка» (18+). Впрочем, таким Льва видят только зрители, для Иры же – это невероятно умный и талантливый человек. «Он не стандартный, «не» – отдельно. Не обыкновенный, «не» – отдельно. Не обычный – «не» отдельно», – говорит о нем сама Ира.

Во имя любви Ира находит невероятную для нее сумму денег, срывается по первому слову Льва и терпит много откровенного хамства. А еще она совершенно не замечает влюбленного в нее Мишу, которого играет Федор Федотов из «Серебряных коньков» (18+).

«Я играю умного, начитанного, внимательного, деликатного учителя литературы Мишу. Очевидно, что их с Ирой история шире того, что увидят зрители. Для меня это была интересная актерская задача, потому что иметь дело с текстом Володина – большая удача. «Блондинку» я прочитал еще в студенческие годы», – рассказал актер.

Дарья Жовнер призывает не судить героев фильма слишком строго.

«Мы застаем Льва в кризисе: у него ничего не получается, он сдается и выбирает другую жизнь. Лично мне трудно осуждать человека, который не справился, которому не хватило сил. Ира полностью поглощена своим чувством ко Льву, но она не одна такая: многие именно так – мучительно, остро, самозабвенно – переживают любовь. Я сама лет десять назад была Ирой. Сейчас во мне Иры меньше, и я не знаю, хорошо это или плохо. Мне кажется, что хотя бы немножко Иры с ее горящими глазами надо в себе сохранить. Вот Лев не сохранил, убил ее в себе, и не думаю, что стал от этого счастливее», – считает актриса.

Сквозь аллергию и Анну Каренину

Дарья Жовнер от природы не блондинка, однако к концу фильма в нее превращается, и это важный маркер мировоззренческих изменений героини. «Ира меняет цвет волос, чтобы успокоить свою слишком бурную и яркую жизнь. Она как бы «обесцвечивает» себя, чтобы приспособиться к окружающему миру, перестать его раздражать, попытаться уместить себя в него», – пояснила актриса.

Покраска волос удовольствия ей не принесла. «Блонд – явно не моя история. Помню, смотрю в зеркало и не понимаю: я это или нет. Тем не менее я решила не останавливаться и после съемок продолжила эксперименты с волосами: перекрасилась сначала в розовый, потом в синий, потом стала цвета морской волны… Ну а дальше волосы отросли, и я снова стала прежней», – вспоминает Дарья Жовнер.

Сложнее всего съемочной группе давались сцены с собакой. Четвероногая была опытной актрисой, однако Дарье Жовнер все равно пришлось потратить немало часов, чтобы приручить ее.

«Никаких трюков в фильме нет, но собака должна была меня узнавать, выполнять команды, а добиться этого было не так-то просто. К тому же мы обе с ней оказались с «особенностями». У меня аллергия на собачью шерсть, и работать я могла только в специальных перчатках, а она, как выяснилось, боялась дождя, от которого мы не могли отказаться – он был необходим для создания настроения фильма», – вспоминает актриса.

Павел Мирзоев добавил, что за время съемок на Дарью Жовнер было вылито несколько тонн воды. «Это актерский подвиг», – заверил он.

Федор Федотов дольше всего готовился к сцене урока, на котором он рассказывает ученикам про роман «Анна Каренина» Льва Толстого. «Это для меня было впервые, поэтому я основательно готовился к этой сцене. Надеюсь, у меня все получилось. Решать это зрителям», – сказал он.

Добавим, что особую атмосферу фильму создает не только «картинка» прекрасного Петербурга, но и музыка Петра Налича. «Мы записывали живой оркестр, и это хорошо чувствуется», – рассказал Павел Мирзоев.

Фильм создан при поддержке Министерства культуры РФ.