Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

«Талантливая молодежь с большим багажом знаний»: почетный полярник Виктор Боярский – о будущих исследователях Арктики

Он поделился своими впечатлениями от общения со школьниками из Петербурга, которые побывали на Северном полюсе
Фото: Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики

В самом конце лета этого года на Северном полюсе побывали петербургские школьники – победители ежегодного всероссийского конкурса «Ледокол знаний», которые доставили на самую северную точку планеты флаг Северной столицы, переданный Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики. Почётный полярник России и член Общественного совета при комитете Виктор Боярский, который сопровождал экспедицию, поделился своими впечатлениями от общения с ребятами и рассказал, кому суждено стать настоящим полярником.

 Сегодня нередко можно услышать критику в адрес подрастающего поколения. Какое у вас осталось впечатление от общения с теми, кто оказался на борту атомного ледокола «50 лет Победы»?

– Ребята прекрасные и очень заинтересованные. Все прошли серьёзный и многоступенчатый отбор, чтобы отправиться с нами. Приятно удивляют своим кругозором! Уже четыре года хожу в такие экспедиции и всё это время вижу талантливых и увлечённых ребят с большим багажом знаний.

– Экспедиция в Арктику длилась не очень долго, при этом программу для участников сделали насыщенной. Успели найти общий язык с ребятами?

– Программа «Ледокола знаний» традиционно наполнена интересными интерактивными событиями. Это и рассказы о работе на полярных станциях и в экспедициях, в которых мне удалось принять участие, и экскурсии на архипелаге Земля Франца-Иосифа, и, конечно, это ответы на вопросы, которые задают ребята. Я всегда стараюсь рассказывать о той стороне жизни на Севере, которая школьникам практически незнакома, – всём том, что нас окружало по пути на Северный полюс.

Такие поездки, конечно, воодушевляют ребят, дарят массу впечатлений. Тут можно отвлечься от повседневности и ощутить, что ты именно в Арктике – даже лёд там другой. Ну а какое удовольствие, например, наблюдать, как его под собой ломает ледокол – это как смотреть на пламя костра, завораживает.

 Какими качествами сегодня должен обладать человек, решивший стать полярником?

– Меня часто спрашивают о том, как стать полярником. Однако сразу могу ответить, что такой профессии не существует! Сначала ты получаешь одну из множества специальностей, востребованных за Полярным кругом, а уже работая на Крайнем Севере, погружаясь в профессию, специалисты становятся полярниками. Поэтому и популярный вопрос – как попасть в Арктику? – не совсем корректный, на мой взгляд.

Важно понимать, зачем человек собирается в Арктику. Кто-то, например, едет за острыми ощущениями, экстримом. С профессиональной точки зрения такая мотивация не должна быть определяющим фактором. Правильнее, на мой взгляд, выбрать понравившуюся профессию, связанную с Севером, пройти весь путь обучения и уже тогда осознано ехать за Полярный круг. Просто нередко бывает так, что молодой специалист сначала приезжает в Арктическую зону, а потом начинает задаваться вопросом, что он будет там делать.

Именно поэтому важны и такие глобальные проекты, как «Ледокол знаний», и работа на местах, которую, например, в Северной столице проводит Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики, занимаясь вопросами профориентации молодежи, рассказывая о кадровой политике, взаимодействуя с ведущими вузами и предприятиями города, погруженными в реализацию арктических проектов России.

– Правильно ли говорить о том, что в Арктике требования к специалистам выше?

– Всё зависит от выбранной специальности и конкретного места работы, но в целом, да, выше. Это суровый край, который может не простить ошибки. Если возникнет проблема, в поисковик запрос не отправишь, чтобы ее решить. Все знания должны быть у специалиста в голове, а не в смартфоне. Полярник в первую очередь должен быть уверен в себе, как и его коллеги, которые при необходимости смогут на него положиться.

– Чем, по-вашему, необходимо привлекать молодёжь в Арктику?

Фото: Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики

– На Севере необходимо создавать рабочие места, которые будут интересны не только в плане оплаты труда, но и в плане комфорта. Условия, например, на некоторых научных станциях в Заполярье не всегда соотносятся с представлениями современных молодых людей о том, какой должна быть жизнь. Опять же, не стоит забывать и о суровых климатических условиях – не все к ним готовы. Романтика, которая описана во многих книгах и показана в кинофильмах, привлекает далеко не всех.

Безусловно, крупные предприятия и организации, например, добывающие на Крайнем Севере полезные ископаемые, создают условия должного уровня, что, несомненно, вызывает уважение и желание там работать. Но и требования к кандидатам у них соответствующие. Это еще раз подчеркивает необходимость заранее определяться с будущей профессией.

Собственно, госкорпорация «Росатом» поэтому и проводит для школьников конкурс «Ледокол знаний». Подобные экспедиции – это отличный мотиватор для талантливых и целеустремленных ребят, который показывает им жизненный вектор, направление, где можно профессионально вырасти. Причем речь идет не обязательно о работе на атомном ледоколе. Во время экспедиции ребята видят многих других специалистов, работающих в Артике. Это дает возможность каждому из них выбрать свой путь.

Закрыть