Яндекс.Метрика
  • Надежда Кожевникова

Как власти города поддерживают проект «Петербургский дизайн»

Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

– Кирилл Александрович, в 2023 году проходит второй сезон проекта «Петербургский дизайн». Изменились ли условия участия в нем? Кого берут, кого отвергают? Кому нужна поддержка со стороны города и правительства?

– Ко второму сезону мы подошли более подготовленными и подкованными, опираясь на аналитику и результаты, которые наработали в предыдущем сезоне проекта, и исключая ошибки, которые были. Срок проекта удлинился до 7 месяцев, и это тоже к лучшему. 

Изменилось то, что мы больше стали понимать дизайнеров, более четко реагировать на их запросы. Системным инструментом по итогам первого сезона стал экспертный совет – он помогает проводить работу над ошибками, которые мы неизбежно совершаем.

Первый сезон проекта «Петербургский дизайн» прошел в 2022 году как ответ на те вызовы, которые встали перед страной. А это был в первую очередь риск ухода международных брендов с рынка РФ. Мы, с одной стороны, опасались, что люди останутся без качественной красивой одежды, а торговые центры без арендаторов. А с другой, увидели огромную возможность поддержать наши региональные бренды и заполнить ниши, которые освобождались. Как видим сегодня, не все бренды ушли. Главное, мы изначально были нацелены работать с теми торговыми центрами, которые настроены, как и мы, поддержать именно петербургские бренды. Что касается самих дизайнеров, были свои сложности, возможно, все было сначала недостаточно системно. 

Безусловно, некоторые дизайнеры находятся на таком этапе развития, что уже в поддержке особо не нуждается. Есть дизайнеры с очень серьезным мощным бэкграундом и ресурсом. А наш проект нацелен в большей степени на начинающих и продолжающих свое развитие дизайнеров. Мы помогаем им выйти на новые форматы и объемы продаж. Хотим, чтобы они не боялись и могли рискнуть. 

Когда-нибудь мы сфокусируемся и на дизайнерах, которые работают на международном уровне, и тогда, безусловно, обсудим вместе с ними, чем их поддержать, и получим еще один контур «Петербургского дизайна».

Но так или иначе проект уже реализуется второй год. Спасибо губернатору Санкт-Петербурга Александру Дмитриевичу Беглову за поддержку второго и третьего сезона проекта. Он посещал торговые площади «Петербургского дизайна» в ТРЦ «Галерея». Обсудил с представителями индустрии моды перспективы развития проекта «Петербургский дизайн», отметил, что в Петербурге сама городская среда формирует хороший вкус, а город экономически и организационно поддерживает развитие творческой среды.

– Мы знаем, что по итогам первого сезона были не только позитивные отзывы, но и определенный негатив. Понятно, что всегда есть место оценочности. А какие критерии вы и команда в первую очередь назовете, если говорить об успешности проекта? 

– Мы стремились охватить предпринимателей, находящихся на всех этапах развития бизнеса, как имеющих, так и не имеющих опыта в офлайн-продажах. То есть для нас участник проекта – это в первую очередь предприниматель, а во вторую творец. Поэтому мы взяли на себя затраты, чтобы в итоге получился своего рода бизнес-инкубатор, когда по окончании срока сотрудничества необходимо выйти на новый уровень развития бизнеса, увеличить объем продаж, выйти на экспортные рынки сбыта. На мой взгляд, предпринимательская деятельность – это синергия творчества и профессиональных знаний и умений. Так, первый сезон показал, что не всем предпринимателям хватает необходимых навыков и компетенций, поэтому в рамках проекта мы предоставляем возможность обучения и повышения квалификации. Таким образом, инфраструктурным результатом участия в проекте должна стать возможность закрепиться на рынке, стремление с приобретенными навыками открыть собственные магазины в городе.

– По какому принципу были выбраны торговые комплексы, в которых представлены торговые зоны проекта «Петербургский дизайн» в этом году?

– Вы знаете, в прошлом сезоне было три площадки. Из них мы оставили только «Лето». Добавили еще «Охта-Молл» и «Галерею». Как выбирали? Первое – это вопрос готовности самого торгового центра. Не все готовы и имеют необходимую торговую площадь, чтобы предоставить ее проекту. Второе – это, конечно, проходимость, которая в конечном счете сказывается на продажах. Важна и палитра товаров предлагаемых нашими дизайнерами-участниками – она связана с уровнем платежного спроса. Плюс специфика целевой аудитории в свою очередь зависит от географической локации площадки. Если все это совместить, то мы видим, что в таком топовом месте, как ТЦ «Галерея», логично уровень продаж выше. Но и площадка «Лето» – лидер продаж в прежнем сезоне тоже предсказуемо продолжает генерировать выручку хорошего уровня. 

– Почему правительство России и Петербурга обратило сегодня пристальное внимание на модную индустрию и активно поддерживает ее?

– Я бы не сказал, что этой сфере совсем не уделяли внимания. Мы же все понимаем, что одежда – это не только возможность защиты от неблагоприятных погодных условий, но и способ самовыражения. Безусловно, такой город, как Санкт-Петербург, – город культуры, науки, образования, богат на творческих людей, способных создавать по-настоящему красивые вещи. И мы видим результат их творчества в самых различных сферах. Даже если заговорим о рыболовецких траулерах, которые создают на наших верфях, их современные формы, бесспорно, совершенны. Но одежда, как и продукты питания, ближе всего каждому горожанину. Поэтому в государственной политике нет каких-то «неважных исключений». Главное, иметь точку роста отрасли в регионе, вкладываться в ее развитие, что мы и делаем посредством проекта «Петербургский дизайн».

– Что получат дизайнеры от участия в проекте, понятно. А что хочет видеть на выходе город?

– Конечно, хорошо, чтобы росли продажи, но в конечном счете мы хотели бы устойчивого системного развития всей отрасли, с набором понятного, доступного и востребованного инструментария поддержки, который бы способствовал развитию индустрии на долгие годы. Мы видим, что сейчас уже федеральное правительство тоже заинтересовано в таком проекте, и мы ведем переговоры о партнерстве. Представители других регионов приезжают к нам, знакомятся с деталями проекта. Например, во время сеанса видеосвязи с Министерством промышленности и торговли РФ Челябинская область поблагодарила наш Комитет за то, что мы поделились своим подходом по выработке мер поддержки. Для нас это все крайне важно. Мы можем по необходимости рассказывать и о самой системе, и о каждой мере в отдельности. В этом смысле проект «Петербургский дизайн» как часть большого красивого «пазла», а цель этого пазла – создание системы мер поддержки реального сектора экономики для ее устойчивости в таком уникальном и серьезном промышленном центре, как Санкт-Петербург. 

– Известно, что вы реалист и противник «чистых деклараций», не подкрепленных действием. Какие реальные параметры и критерии успешности проекта «Петербургский дизайн» вы сегодня назовете?

– Я потомственный ленинградец, петербуржец, я живу и работаю в этом городе. И в этом смысле какие-то декларации без дальнейшего воплощения точно не могут быть мною приняты. Я с предпринимателями встречаюсь каждый день и понимаю, чем они живут, с какими препятствиями сталкиваются. При этом мы можем не сходиться во взглядах. Но нельзя нарушать баланс в конкурентной среде... В этом смысле я как чиновник должен создать такие правила игры, при которых развивались бы в большей или меньшей степени все или, точнее, большинство. Это и есть критерий успешности. Мы, конечно, не можем всех удовлетворить, хоть и стремимся мерами поддержки обеспечить каждого, кто в них нуждается. Мне часто приводят примеры: а вот такой-то дизайнер не знает о вашем проекте… Я отвечаю: у нас в Петербурге более 360 тысяч предпринимателей, кто-то может и не знать! Но тут же возникает вопрос: а что он сделал, чтобы узнать? В XXI веке достаточно в любом «поисковике» набрать ключевые слова о поддержке бизнеса в регионе. Первым, что «выскакивает», это наш петербургский Центр развития и поддержки предпринимательства, с перечнем всех мер взаимодействия и наших проектов.

– Какова траектория развития проекта: что дальше, за его пределами? Какой может быть поддержка петербургских дизайнеров в будущем?

– Конечно, наш проект – это инкубатор. Мы на время даем возможности в определенном формате развивать бизнес и продажи. Что дальше? Мы уже сейчас наработали несколько устойчивых партнерских схем. И как только предприниматель показывает устойчивый рост продаж в проекте, он переходит к нашим партнерам – ТЦ, которые делают то же самое в том же формате, но уже не бесплатно, а с 50-процентной скидкой. А следующий шаг – это открытие брендами собственных магазинов и выход в регионы, на экспорт и т. д. Мы также находимся в постоянном диалоге с нашими крупнейшими компаниями, такими как Melon Fashion Group. Все-таки предпринимательство – это такая сфера деятельности, где получается не у каждого... Есть мировая статистика, согласно которой лишь у 5 % населения есть бизнес-способности. И нам важно в этой связи, чтобы никто не потерял себя. Возможно, у кого-то не получается быть дизайнером-предпринимателем, способным к масштабированию своего бизнеса, но он может и должен остаться в отрасли, в том числе создавая рабочие места.

Крупнейшие представители индустрии готовы к сотрудничеству. Далее выбор за каждым отдельным предпринимателем своей траектории развития.

– Как вы считаете, может ли проект по поддержке локальных брендов дать точки роста для легкой промышленности города? И как вы оцениваете бизнес-потенциал Петербурга в области креативных индустрий, может ли он стать драйвером экономики города?  

– Вы знаете, и да, и нет. Если честно отвечать на этот вопрос, нам надо прежде понять, что мы называем легкой промышленностью! Есть два направления для меня в промышленности. Есть научные кадры, которые создают новые поколения продукции. И есть производственная часть, которая производит придуманное разработчиками. Так и в модной индустрии – есть дизайнеры, которые могут креативить, «придумывать». А есть промышленность, которая просто шьет системно одежду, обувь. Важно все. Но меры поддержки для одних и для вторых абсолютно разные. И если с мерами поддержки для производственной, индустриальной сферы более-менее ясно: здесь наш действующий комплекс мер поддержки, включая льготные займы Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга, субсидии Комитета на лизинг, подготовку кадров и энергоэффективность, а также четыре вида субсидий для экспортеров. С мерами поддержки для дизайнеров чуть сложнее. «Петербургский дизайн», в этом смысле как раз проба пера, проверка, что и как работает, на какой уровень по продажам наши дизайнеры могут выйти и какой вклад в развитие экономики региона обеспечить.

Конечно, законы экономики и закономерности развития неумолимы. Санкт-Петербург – город с высоким уровнем развития и, как следствие, заработной платы, что делает, например себестоимость пошива, здесь высокой и не очень выгодной по сравнению с Индией, Китаем… Но понятно, что в будущем швейное производство ждёт роботизация, внедрение автоматизированных «безлюдных» комплексов. Внедрение такого рода технологий даст возможность реализовать отрасль нового типа, уже с другой эффективностью, но с той же степенью креативности, которая характерна для Петербурга, с его обилием талантливых людей и идей. Я уверен, что рано или поздно мы к этому придём. Поэтому мы готовы уже сейчас методологически помогать и дизайнерам, и фабрикам, стимулировать их развитие, использование прогрессивных технологий, необходимых для увеличения объемов производства. И на это у нас средства есть.

– Будет ли проект поддержки локальных fashion-брендов продолжаться на постоянной основе? У «Петербургского дизайна» есть будущее?

– Есть. Будущее зависит только от нас с вами. Проект должен трансформироваться, он будет разрастаться. Главное, на каждом этапе, как в игре, вовремя сохраняться! Таким моментом «сохранения» является, например, открытие петербургскими дизайнерами собственных магазинов. Мы с Фондом содействия кредитованию даже выпустили специально финансово-кредитный продукт для этих целей. Когда дизайнер-предприниматель открывает собственный магазин – это уже штурм следующей стратегической высоты, которая обеспечит и продажи другого уровня. Чем больше проект «Петербургский дизайн» будет прирастать предпринимательскими инициативами и партнёрствами, тем устойчивей и лучше будет наше будущее!

– А что для вас «Петербургский дизайн»? Что характерно, по-вашему, для петербургского стиля?

– Отсутствие вычурности, определенная строгость, интеллигентность. Это то, что я вижу. В том числе и в нашем проекте.

На заметку

Сегодня в проекте участвуют более 100 локальных модных брендов. Их сезонные коллекции представлены на территории 1100 кв. м в трех крупнейших ТРЦ города – это«Галерея», «Лето» и «Охта-Молл». Аренду, логистику, торговый персонал полностью финансирует город. Дополнительно для участников проекта проводят бесплатные мастер-классы, круглые столы, воркшопы.

Закрыть