Где располагался «филиал» России: в музей петербургской штаб-квартиры Русского географического общества передали исторические артефакты
Металлический «костыль», фрагмент деревянного пола корабельного камбуза, ядро, картечь и монета Екатерининской эпохи призваны напомнить не только о практически забытом грандиозном русском международном проекте XVIII столетия, но и о малоизвестных страницах героической биографии Балтийского флота.
«…все было впервые и вновь…»
Ведь сегодня только, так сказать, кабинетные историки «узкого профиля» знают о том, что с 1770 по 1774 год на 31 острове в Эгейском море существовал своеобразный «филиал» Российской империи – Архипелагское великое княжество. Оно возникло после впечатляющей победы русского флота под Чесмой и Хиосом. И должно было не только ускорить окончание русско-турецкой войны, но и стать плацдармом для возрождения свободной от османского ига Греции.
Причем за последние почти 250 лет никто и никогда из российских специалистов не делал попыток провести исторические изыскания, как говорится, на месте событий. А главное – отыскать там сохранившийся русский след.
В 2021 году это наконец впервые удалось сделать членам экспедиции «Пламя Чесмы. Греческий гамбит», которые в течение 16 дней проводили исследовательские работы как на морском дне, так и на суше. Открытий было сделано немало, поэтому еще два года ушло на обработку полученной информации. Зато полный отчет о проделанной работе был на днях представлен организаторами экспедиции не где-нибудь, а в петербургской штаб-квартире РГО. Причем свободных мест в огромном старинном конференц-зале не было – среди желающих получить уникальную информацию из первых уст были и профессиональные историки, и курсанты, и простые петербуржцы, неравнодушные к истории.
Приметы прошлого
А послушать было о чем. «Нам удалось в современных условиях практически невозможное: добиться от греческих властей разрешения на обследования дна возле острова Парос, который был столицей архипелага и главной стоянкой эскадры Балтийского флота, – делится организатор экспедиции, документалист, член РГО, автор документального цикла «Русский след» Алексей Никулин. – И мы обнаружили остатки нескольких наших линейных кораблей!»
А возле острова Лемнос исследователи отыскали и затонувший флагман эскадры – 80-пушечный фрегат «Святослав», один из самых крупных на то время кораблей русского флота. Причем все его вооружение оказалось на месте, то есть на морском дне. Но, по словам участников экспедиции, получить разрешение на подъем этих раритетных пушек сейчас крайне проблематично. И, наверное, пока даже вряд ли возможно. Хотя эти экспонаты сделали бы честь любому музею в России.
Немало красноречивых следов балтийских моряков осталось и на суше. К примеру, в монастыре Лонговардос (на острове Парос) членам экспедиции удалось отыскать русскую старинную корабельную икону. «У нас были весьма расплывчатые сведения о ее существовании, – признается Алексей Никулин. – Но никто не мог сказать точно, насколько эти слухи верны. И вот нам наконец выпал шанс все узнать».
Икона действительно оказалась с русского корабля, но более позднего времени – рубежа XVIII-XIX веков. Что, впрочем, не слишком расстроило исследователей, поскольку даже в этом случае можно уверенно говорить о том, что для наших моряков эти края не были чужими. Зато огорчило состояние иконы, и сейчас идут переговоры о возможности ее реставрации силами отечественных специалистов.
От Эгейского моря до Невы
Большой удачей стало и обнаружение в том же монастыре русских церковных книг, где на полях моряками были сделаны рисунки. «На этих «граффити» отражены бытовые сценки из жизни нашей эскадры, – отмечает Алексей Никулин. – И одно это говорит о том, что наши моряки, уходя с островов и оставляя здесь такие книги, были уверены, что вернутся».
Еще один след, кстати, ведет прямо в Петербург. На острове Парос русской администрацией была открыта школа для греческих детей. После ликвидации Архипералагского великого княжества (заключив в 1774 году с Турцией мир, Екатерина II изменила свои внешнеполитические приоритеты) эта школа была переведена на берега Невы. Она обосновалась на Греческом проспекте, и в ней стали учиться, как тогда говорили, иностранные единоверцы. И, между прочим, один из ее выпускников – Егор Митакса – стал ближайшим сподвижником адмирала Федора Ушакова.
Кто, если не мы?
Примечательно, что в качестве «транспортного средства» экспедиция использовала фрегат «Штандарт» – точную реплику одноименного русского корабля самого начала XVIII века, и поэтому у нее помимо научной цели была еще и просветительская. Во время стоянок в греческих портах любой желающий мог ознакомиться с устройством русского парусного фрегата. Но главное – на его борту была развернута красочная и обширная фотовыставка о России «Самая красивая страна», которую за 16 дней посетили более 5000 человек.
Вообще же экспедиция вызвала огромный интерес со стороны жителей островов. Тем более что, как оказалось, многие из них ничего не знали об Архипералагском великом княжестве. «Но главное, что абсолютно все греки были настроены к нам очень тепло, – делится Алексей Никулин. – А один из офицеров береговой охраны, по долгу службы пристально следивший за нашей работой, даже сказал так: «Это все наши правители воду мутят. А насчет народа – не сомневайтесь: вы нам как братья».
К слову, во время экспедиции на острове Парос были установлены две памятные таблички. Кроме того, на острове Лемнос россияне отреставрировали мемориал, посвященный эскадрам Алексея Орлова и Дмитрия Сенявина. А во время одного из переходов на воду был спущен венок в честь моряков, погибших в Хиосском и Чесменском сражениях 1770 года. Готовится к выходу и полнометражный документальный фильм «Пламя Чесмы. Греческий гамбит», повествующий о ходе экспедиции, который будет выложен в Сети в открытом доступе.
«Нам всем крайне необходимо знать и помнить о тех событиях, – подчеркивает Алексей Никулин. – Архипелагское великое княжество, имевшее свою конституцию и парламент, заставляет нас самих воспринимать нашу же историю под иным углом зрения. Я с трудом представляю, чтобы в то время подобное могла сделать какая-нибудь другая страна».
ФАКТЫ
- 30 человек принимали участие в экспедиции.
- 500 морских миль составил маршрут изысканий.