Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Куда доставить «зайца»: как работает закон в отношении детей-безбилетников в Петербурге

Действующее законодательство запрещает высаживать несовершеннолетних из автобуса или трамвая, если они не оплатили проезд
Фото: Олег Золото/ «Петербургский дневник»

В 2021 году был принят федеральный закон, запрещающий принудительно высаживать из общественного транспорта безбилетника моложе 16 лет без сопровождения взрослых. За нарушение законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Однако не все водители знают, как поступать с таким «зайцем». Неизвестно, как определить возраст несовершеннолетнего, а также куда именно его нужно доставить – до места назначения или конечной остановки, где следует передать сотрудникам полиции.

КАК РАБОТАЕТ ЗАКОН

По этим и другим причинам в стране до сих пор возникают случаи, когда ребенка либо не пускают в общественный транспорт, либо высаживают. В конце зимы этого года за безбилетный проезд высадили 12-летнего мальчика в Новосибирске, и он вынужден был добираться домой пешком. А в прошлом году кондуктор Дзержинска Нижегородской области попросил выйти из автобуса ребенка только потому, что он расплатился картой своей матери.

С наступлением холодного времени года тема приобретает ещё большую остроту, поскольку может обернуться потерей здоровья маленького человека. Именно поэтому в общественном совете при Минтрансе предложили проверять, как в регионах работает закон.

«Госдума передала возможность регионам самим определять, как они будут заниматься вопросами с безбилетным проездом. И эти полномочия пока в должной мере не отработаны. Нужно вести мониторинг, кто принял данный закон, а кто нет. И работать непосредственно с теми депутатами Госдумы, которые закреплены за регионами. Сейчас мы штрафуем только кондуктора и водителя, а юридические лица уходят от ответственности. Когда перевозчик, владелец бизнеса отвечает за высадку ребенка на маршруте, тогда юридическое лицо будет более действенно работать с водителями, проводить профилактическую работу», – рассказал в эфире «Парламентской газеты» член общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Одновременно Министерство транспорта отправило во все регионы новые рекомендации по организации перевозки детей-безбилетников до 16 лет. В автобусах, трамваях и троллейбусах предлагают создать системы видеонаблюдения, обеспечить транспорт достаточным числом терминалов безналичной оплаты, в том числе с использованием мобильных устройств, а также выдавать учащимся карты школьника, позволяющие использовать их для установления личности.

«Нам важно знать, кто этот ребенок, почему он не заплатил и есть ли у него деньги на карте. Мы хотим работать с ситуацией и не допускать их повторения. На местах должны быть созданы учреждения, отвечающие за проезд детей и обеспечивающие их безопасность. У этой проблемы должно быть конкретное имя и отчество в каждом регионе», – рассказала первый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. 

А КАК У НАС

Недавно произошла совершенно распространенная ситуация, свидетелем которой стал наш корреспондент. 12-летняя школьница садилась в автобус, приложила к валидатору карту, на которой не оказалось нужной суммы денег. Она скромно развернулась и хотела выйти из салона, но водитель знаком руки попросил девочку остаться и довез до нужной остановки.

В Петербурге еще в 2019 году Комитет по транспорту утвердил единый регламент на случай, если в салоне окажется юный безбилетник. Тревогу забила уполномоченный по правам ребенка Светлана Агапитова, к которой обратились родители школьников с просьбой разобраться в ситуации. В городе произошло два инцидента. У одного несовершеннолетнего пассажира истёк срок действия проездного, а у другого он не считался регистрирующим устройством. Кондукторы в обоих случаях потребовали покинуть салон. К счастью, даже тогда такие случаи не были массовыми.

Сейчас со всеми контролерами проводится обязательный ежедневный инструктаж на случай, если в салоне окажется маленький пассажир без билета, сообщили нашему изданию в компании СПб ГКУ «Организатор перевозок».

«На инструктаже мы не только говорим о недопущении высадки ребенка, но и рассказываем, как действовать в таком случае. Контролер обязан составить акт со сведениями о родителях или законных представителях и вручить копию пассажиру. В дальнейшем материалы передаются в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении», – рассказали в компании.

В Комитете по транспорту Санкт-Петербурга подтвердили, что высадка несовершеннолетнего пассажира влечет за собой наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей, а на должностных лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей. Там также пояснили, что федеральный закон распространяется на автомобильный и городским наземный электрический транспорт. На железнодорожном транспорте он не работает.

Председатель Совета отцов при Комитете по образованию Алексей Волков в беседе с «Петербургским дневником» рассказал, что его семья и дети с подобной ситуацией никогда не сталкивалась. Мужчина считает, что таких историй Петербургу удается избежать, прежде всего, потому что созданы условия для льготных категорий, а за остальными детьми присматривают родители.

«Я многодетный отец, и у нас есть льгота на бесплатный проезд для школьников. Мне кажется, что хорошим решением было бы сделать для всех несовершеннолетних проезд бесплатным. Тогда решили бы проблему раз и навсегда», – убежден многодетный отец.

Ранее «Петербургский дневник» писал о том, что в России будут штрафовать за высадку детей-безбилетников.