«Высаживать детей бесчеловечно, но и иждивенцев не надо воспитывать». В России будут штрафовать за высадку детей-безбилетников
С 1 мая принудительная высадка ребёнка, если у него нет билета, будет наказываться рублём. Так, водителю придётся заплатить 5 тысяч рублей, кондуктор или контролёр расстанется с суммой от 20 до 30 тысяч.
Иная ситуация, если ребёнок едет в сопровождении взрослого: в случае отказа оплатить проезд обоих высадят на ближайшей транспортной остановке.
Закон не карательный, в первую очередь он призван обезопасить жизнь и здоровье маленьких пассажиров. По мнению автора инициативы, председателя Государственной думы Вячеслава Володина, высаживать ребёнка, который едет один, без взрослых, недопустимо, это может привести к трагедии.
Правда, в Петербурге судьбой «зайцев» обеспокоились ещё в 2018 году, когда в аппарат детского омбудсмена поступили обращения от родителей школьников, оказавшихся в опасных ситуациях. Среди них была мама школьницы, рассказавшая, что ее дочь высадили из автобуса, который следовал от станции Ручьи до Финляндского вокзала. Девочка возвращалась домой после спортивных соревнований. Когда она приложила к валидатору проездной, он не сработал. Кондуктор потребовала от школьницы выйти из салона, в результате девочка пошла пешком.
Еще одним пострадавшим оказался 15-летний школьник, путь которого лежал из Колпино в Купчино. Подросток потерял проездной. Оказавшись на улице, он понял, что пешком не дойдет до дома и позвонил родителям. Они забрали его на трассе, а на следующий день обратились с жалобой к перевозчику.
В итоге в 2019 году в Петербурге разработали правила поведения кондукторов, которые видят в салоне детей без билетов или с несчитывающимся проездным. Было решено, что несовершеннолетним в любом случае должны позволить добраться до места назначения, чтобы не подвергать их опасности.
При этом в компаниях-перевозчиках появились инструкции, регламентирующие порядок действия кондукторов. Информацию о безбилетниках необходимо направлять диспетчерам, которые, в свою очередь, передают её в профильный комитет. Это необходимо, чтобы, с одной стороны, не было злоупотреблений, с другой – не оставлять без внимания такие случаи, свидетельствующие о неблагополучной обстановке в семье.
«При этом безбилетный проезд детей рассматривается все-таки как исключительный случай, по причинам отсутствия проездного или его недействительности. Кондуктор в рамках своих полномочий может указать на обязанность оплаты, а в случае невозможности оплатить проезд разрешить ребёнку доехать до пункта назначения в целях обеспечения безопасности. Однако родители, со своей стороны, должны контролировать наличие действующих проездных документов у ребенка или денежных средств для оплаты проезда», – отметила пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс».
В свою очередь, в ГУП «Горэлектротранс» удивились нашему вопросу о том, как соблюдается регламент и будет ли дополнительный инструктаж в связи с новым законом. Там пояснили, что водителям и контролёрам предприятия уже давно запрещено вступать в какие-либо конфликты с пассажирами и высаживать их.
«Кондуктор – лицо предприятия, стюард в салоне, который принимает гостей и пассажиров, и он должен быть доброжелательным, избегать любых конфликтов, следить за безопасностью в транспорте. Детей кондукторы не имеют права высаживать. Этого правила мы придерживались ещё до вступления закона в силу. И за последнее время такие случаи мне не известны», – сообщила представитель ГУП «Горэлектротранс» Дарья Тимофеева.
Между тем новый закон для одних людей может стать спасательным кругом, а для других нехитрой возможностью безвозмездно пользоваться услугами общественного транспорта. Депутат Госдумы Виталий Милонов уверен, что отсутствие у ребёнка денег и каких-либо удостоверяющих личность документов может быть серьёзным сигналом для общества, особенно если это происходит регулярно.
«Закон правильный, потому что бесчеловечно высаживать детей. Но неправильно оставить этот случай без внимания. У ребёнка должны быть удостоверяющие документы – школьный билет, например, если он находится один в автобусе. А совсем маленькие дети не могут вообще находиться одни в общественном транспорте. Любой думающий родитель, если отправляет ребёнка одного в путь, как минимум снабдит его какой-то информацией о себе и родителях, оставит контактный телефон. Если первоклассник едет в автобусе без денег, не может сказать, куда и зачем направляется – тут вопрос не в деньгах. Возможно, у него неблагополучная семья или подросток сбежал из дома. Надо обязательно принимать меры в таких случаях», – объяснил свою позицию парламентарий, отметив, что подростков необходимо в то же время правильно воспитывать во избежание иждивенческого отношения к обществу.