Святыня, лазер и роботизированная рука: специалисты Эрмитажа продолжают реставрацию гробницы Александра Невского
Пирамида с фигурами ангелов, держащих в руках щиты, представляет собой комплексное сооружение из серебра высотой 5 метров. При этом если на создание всей гробницы ушло около полутора тонн серебра, то из них 900 килограммов – только на изготовление пирамиды.
НАПИСАНО КАРАНДАШОМ…
Конструкция пирамиды выглядит настолько величественно и монолитно, что кажется полностью отлитой из единой массы серебра. И тем непривычнее, входя в реставрационную мастерскую, узнавать в разложенных на столах предметах с причудливыми формами то фрагменты ангельского крыла, то детали «античного» шлема, то части ребристых колонн.
Но, когда глаз привыкает к этому рассыпанному пазлу, понимаешь, что, даже будучи полностью разобранной, пирамида поражает воображение. Дело не только в том, что она состоит из более чем 200 деталей, многие из которых – длиной около двух метров. Просто в таком состоянии можно лучше оценить размах творческого замысла мастеров прошлого. А теперь еще, конечно, и ювелирную работу реставраторов Эрмитажа.
Ведь в первую очередь им нужно очистить серебро от так называемых следов бытования, а также от сульфидов и хлоридов серебра: за прошедшие столетия оно настолько плотно покрылось слоем черной «патины», что признать в нем драгоценный металл можно с большим трудом. Серьезной проблемой, с которой столкнулись на этом этапе реставраторы, стали не только огромный объем работ и художественная вычурность деталей. Дело в том, что при очистке нужно было еще и сохранить надписи, невидимые невооруженным глазом под патиной. Их обнаружили при обследовании в инфракрасном излучении.
«Все они, скорее всего, сделаны карандашом в XVIII веке, – говорит заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель. – Это имена мастеров, а также различные знаки, которые они оставляли во время работы. Например, пометки о том, как собирать ту или иную деталь. Надписи имеют огромную культурную ценность, потому что предоставляют уникальную информацию о жизни этого памятника».
ШПИОНСКИЙ СЛЕД
К слову, о том, чему гробница была свидетелем. Во время реставрации было обнаружено еще и множество записок – обращений к святому благоверному князю с просьбами о помощи. Датируются они разным временем: от начала позапрошлого века до лихолетья Великой Отечественной войны (послания этого периода, видимо, были написаны, когда гробница находилась в Свердловске, куда ее эвакуировали вместе с другими ценнейшими экспонатами Эрмитажа).
Но самой интересной и интригующей оказалась записка, состоящая из нескольких десятков цифр.
«Это шифровка, – поясняет Игорь Малкиель. – Код до сих пор не расшифровали. И особенно примечательно то, что, судя по составу чернил и качеству бумаги, записку можно датировать серединой XIX века».
ПРОЗРАЧНАЯ ЗАЩИТА
Но вернемся к серебру. Как же все-таки удается очищать поверхность деталей, не нанося ни малейшего вреда ни драгметаллу, ни драгоценным старинным «граффити»?
Оказывается, специально для реставрации гробницы для Эрмитажа были разработаны не имеющие аналогов лазерные установки, позволяющие поистине филигранно, миллиметр за миллиметром, возвращать серебру его исходный благородный внешний вид. Причем с помощью этих же устройств можно так же ювелирно соединять друг с другом серебряные детали большого формата.
«Сварочный шов практически невозможно обнаружить, – отмечает Игорь Малкиель. – Увидеть можно, только если заранее знаете, где и что искать. А раньше швы в этих местах либо запаивались, либо соединялись заклепками».
Очищенные детали покрываются прозрачным полимером. Для этого в реставрационной мастерской установили специальную камеру с уникальным оборудованием для напыления и не менее уникальной системой вентиляции и вытяжки со сменными фильтрами. И все это прямо в историческом здании Эрмитажа!
Но главное, что нанесенный полимер должен защищать серебро от окисления в течение как минимум 50 лет. Если, конечно, при этом будут выполняться все необходимые условия хранения памятника и к нему не станут прикасаться руками, не надев специальные перчатки.
ВЫРАСТИТЬ РАРИТЕТЫ
Подобие полимера – резина из платинового силикона – используется и для создания точнейших метрологических моделей каждой реставрируемой детали. Объем и масштаб памятника таковы, что для этого потребовалось несколько тонн материала. Но зато в итоге Эрмитаж будет располагать точным архивом всех деталей гробницы, что может помочь в дальнейших реставрационных работах с памятником.
«У нас уже отдельная огромная комната выделена только для хранения этих форм, – слегка улыбаясь, делится Игорь Малкиель. – Все это – для будущих поколений. И если, не дай бог, что-нибудь с гробницей случится, она будет спасена и сохранена».
И это при том, что одновременно создаются еще и цифровые двойники каждого фрагмента гробницы, в том числе даже «родных» элементов крепежа: миниатюрных болтиков с гайками, изготовленных, между прочим, тоже из серебра.
Для этого все в той же реставрационной мастерской построили 3D-центр, оснащенный роботизированной рукой и двумя сканерами – оптическим и лазерным. И полученные 3D-модели тоже могут помочь при воссоздании утраченных или деформированных деталей гробницы в дальнейшем.
«Ведь нам доступна уникальная технология 3D-выращивания. Если описать процесс в двух словах, то в специальной ванне из металла, даже драгоценного, послойно выращивается деталь любой сложности, – объясняет Игорь Малкиель. – Наша же задача – вернуть памятнику его исконный исторический вид. Можно сказать, что в итоге он будет выглядеть таким, каким его не могли видеть несколько поколений».
Восстановление гробницы Александра Невского длится уже более 12 лет. Помимо лаборатории научной реставрации драгоценных металлов в работах задействованы специалисты по ткани и мебели.
По самым осторожным оценкам, реставрация пирамиды должна быть закончена к концу следующего года.