Михаил Смирнов: «Зритель должен сказать: «Жизнь прекрасна!»
– Михаил Львович, основателем театра «Буфф» был народный артист России Исаак Штокбант, у которого вы учились. Скажите, каким был мастер, имя которого теперь носит театр?
– В Исааке Романовиче уживалось сразу несколько человек. Один из них – художник, творец, фантазер, другой – профессор, строгий мастер и учитель, третий – офицер-фронтовик, закончивший войну в Вене, четвертый – добрый папа или дедушка. Он был человеком невероятной воли, решимости и собранности, который сумел воплотить в жизнь свои самые сокровенные мечты, а это получается не у всех. Решив, что станет режиссером, он после 18 лет службы в армии, в 35-летнем возрасте, поступил в театральный институт, много и успешно работал, писал пьесы и в завершение своей творческой карьеры построил театр, в котором поселил своих учеников. И таким образом реализовал уже наши мечты.
– Я не ошибусь, если скажу, что ваш путь в чем-то схож с тем, что прошел мастер?
– В том смысле, что поступил в театральный позже, чем хотелось бы? Я окончил технический вуз, работал мастером на заводе, но всегда при этом играл в народном театре, пел в хоре, играл на скрипке, а потом так же, как он, пошел поступать в театральный вуз. По счастью, высшее образование оказалось дополнительным преимуществом для поступления на специальность «режиссура».
В качестве прозаического отрывка юмористического содержания я предложил прослушать отрывок из доклада академика Лысенко на сессии ВАСХНИЛ 1949 года. Комиссия отказалась, тогда я прочитал фрагмент из английских дневников Карела Чапека. На английском языке. И пообещал сыграть на скрипке после поступления. В общем, рассмешил. Так я поступил на отделение эстрады и музыкального театра по специальности «режиссура» в мастерскую Исаака Романовича Штокбанта.
У нас был совместный актерско-режиссерский курс. Нас прямо с первого курса окунули в работу. Мы прошли прекрасную школу. Это здорово, когда студенты выходят на зрителя в процессе обучения, в своем театре. Публика всегда все расставляет по местам.
– Многим зрителям вы знакомы в первую очередь как юморист и режиссер из передач «Смехопанорама» (12+), «Кривое зеркало» (16+), «Петросян-шоу» (16+).
– Телевизионным зрителям? Да. Я горжусь тем, что работаю по той специальности, которая указана у меня в дипломе. Да, я режиссер эстрады. Всегда любил этот жанр и любить буду.
Мне было семь лет, когда я впервые начал читать «Литературную газету» (12+), причем только ее последнюю, 16-ю, юмористическую страницу, где была рубрика «Клуб «12 стульев».
Я участвовал в двух всероссийских конкурсах артистов эстрады, в обоих стал лауреатом. И однажды Евгений Ваганович Петросян, который был председателем жюри, позвал меня принять участие в своем новом проекте – юмористическом телетеатре. Там я познакомился со многими из тех, кто публиковался в «Литературке». И понял, что популярность – вещь отнюдь не случайная, это результат бесконечной работы.
Успех – это 95 процентов трудолюбия и 5 процентов таланта. Так говорил Игорь Алексеевич Богданов, наш педагог. Однако, как только я стал худруком «Буффа», я ушел. Нельзя оставлять театр надолго – либо здесь, либо там. При этом я с невероятной теплотой отношусь к тем годам и сохранил дружбу с коллегами.
Сегодня многие стали стыдиться слова «эстрада». Я скажу так: эстрада – это не низкий жанр, ничего подобного. Комедия бывает высокой. Заставить человека смеяться тяжелее, чем заплакать. А заставить его смеяться со слезами на глазах – это то, к чему нужно стремиться.
Главное, чтобы соединились интеллект автора, таланты режиссера и актера. А если еще подключатся талантливый музыкальный руководитель, замечательный художник и прекрасный балетмейстер, то получится… театр «Буфф».
Театр – дело коллективное. Сегодняшний театр отличается от того, что был на Народной улице. Давайте мысленно совершим по нему прогулку. Когда мы с Народной улицы переехали сюда, на Заневский, площади всех трех наших залов увеличились в разы. Появилось современное звуковое и световое оборудование. Новые возможности – новые решения. «Буфф» по своей сути вообще уникален. Где еще в нашей стране вы найдете театр, в котором в один вечер играют классику на основной сцене, развлекают зрителя музыкальными программами в «Кабаре-буфф», а по утрам в «Буффиках» дают оперы и сказочные представления для самых
маленьких?
– А свой первый спектакль помните?
– Один из первых. Это было в 2002 году. К тому времени я уже помогал Исааку Романовичу как второй режиссер, делал детские спектакли и концерты. И однажды в журнале нашел фантасмагорическую пьесу венгерского драматурга Пала Бекеша «На глазах у женской береговой охраны», по которой и поставил спектакль.
Хотя публика принимала его хорошо, да и артистам он нравился, сегодня я бы не поставил его ни за что! Но я был неопытен и ошибок натворил немало.
– Какие спектакли вам особенно дороги?
– Я горжусь тем, что почти все, что я ставил, по-прежнему держится в репертуаре и вызывает интерес у зрителей. Тут трудно обогнать Исаака Романовича. Некоторые его постановки идут четвертый десяток лет! Спасибо актерам. И автору.
– Как насчет классики?
– Наша последняя премьера – спектакль по пьесе Островского «Поздняя любовь» (16+). Ее можно было играть так, как она была написана. В этом случае вы увидели бы то, что видели современники Островского. Это очень интересно. Но вы же не будете спорить с тем, что жизнь у нас другая. Мы оцениваем спектакль, используя свой опыт, свой ассоциативный ряд. Наш музыкальный спектакль «Островский #любовь» (16+) не мог бы появиться во времена Островского. Но все, что хотел сказать драматург, те драматические сцены, которые важны, остались неизменными.
В основу постановки «Пушкин. Наше все» (12+) я положил не только повесть «Барышня-крестьянка» (12+), но и многочисленные пушкинские дневники, а также забавные моменты биографии великого поэта. Это такой нетривиальный взгляд – извините за нескромность – на творчество Александра Сергеевича и на одно из его самых трогательных произведений.
Я видел, как школьники восьмых-девятых классов, а это самый трудный возраст, постепенно втягиваются в спектакль, они принимают наш буффовский прием и язык. И понимают, что Пушкин – это живо, смело, свежо. И что в известных строчках «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» главное слово – «добрые».
– В ваших спектаклях нет пессимизма. А есть радость и надежда.
– Да, мы оптимисты. И все, что мы делаем, мы делаем для радости жизни.
– Как театр «Буфф» готовится отметить свое 40-летие?
– Свои юбилеи мы отмечали по-разному. Но однажды с Исааком Романовичем пришли к выводу, что лучше всего делать это новыми постановками, все-таки это наша основная работа. Думаю, что в будущем круглые даты станут хорошим поводом, чтобы, как говорил Некрасов, сеять «разумное, доброе, вечное». На этот раз мы сделаем веселый спектакль – концерт-капустник о нашем творчестве за все эти годы. Каждый номер программы будет посвящен определенным вехам нашей истории. Короче, будем удивлять любимого зрителя!