Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Петр Кузьмин: «Никакие программы сокращаться не будут»

В Петербурге в тестовом режиме запустили сертификаты дополнительного образования
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Для чего они нужны и как родители могут их использовать, рассказал начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования городского Комитета по образованию Петр Кузьмин.

– Петр Владимирович, если говорить простыми словами, что такое сертификат дополнительного образования? Зачем он нужен?

– В России введен в действие закон о социальном заказе – это меры социальной поддержки населения, которые, с одной стороны, обеспечивают оплату услуг за счет бюджета, с другой стороны, дают возможность в том числе частным компаниям поучаствовать в этом процессе наряду с государственными организациями. Это касается и сферы дополнительного образования, представленной такими сертификатами. Сейчас в Петербурге идет начальный этап этой программы, который займет четыре месяца, до конца года. Каждый житель города может отправить ребенка на краткосрочную 12-часовую программу дополнительного образования в любое учреждение Петербурга, которое ему нравится и которое имеет лицензию на работу.

– Когда полностью закончится тестовый период введения сертификатов и начнется плановый?

– Переход будет идти в течение двух лет. В этом году – 12 часов на сертификат, в следующем – 36 часов. И так по нарастающей. В этом году 12 часов – это, по сути, одна программа дополнительного образования. Мы рекомендуем всем учреждениям прежде всего проводить занятия на осенних каникулах, когда у ребят появляется свободное время. На следующий год петербургские дети получат 36 часов в сертификате и по одной программе, и по нескольким в течение всего года, включая летний период.

– На кого распространяется сертификат?

– Планируется, что сертификат получат не менее четверти от всех детей в возрасте от 5 до 17 лет, зарегистрированных на территории Петербурга. Это очень много – более 171 тысячи человек. Оформить сертификат может как сам ребенок, если ему уже есть 14 лет, так и его законные представители. Сделать это можно с помощью портала «Госуслуги».

– Краткосрочные программы дополнительного образования – что это может быть?

– Это могут быть программы детского сада, среди которых подготовка к школе. Это и ознакомительные программы, например ребенок хочет пойти в спортивную секцию, и для того чтобы попробовать свои силы, оценить темп и условия, он может воспользоваться программами сертификата. Это и программы профориентации для старших школьников, например введение в определенную профессию, которые помогут с дальнейшим выбором учебного заведения. Это и дополнительные компетенции. Допустим, ребенок занимается робототехникой и хочет освоить какой-нибудь новый смежный навык, который ему пригодится.

– Оформить сертификат можно только через «Госуслуги»? Есть ли варианты для тех, кто не смог сделать это через портал?

– Сам сертификат формирует не учреждение, а именно портал. Документ виртуальный, и речь идет не о деньгах, а о часах. Поэтому идеальный вариант – все-таки воспользоваться порталом «Госуслуги».

Но мы знаем, что программа не всегда работает быстро и корректно, поэтому здесь возможен следующий вариант. Человек может обратиться в организацию, которая предоставляет программы, и написать там заявление для ускорения процесса. А после этого оформить сертификат дома или пройти эту же процедуру непосредственно в организации.

– Что будет с кружками и секциями, которые окажутся менее популярными, чем другие, у ребят?

– За оформленные сертификаты учреждению потом выдаются денежные средства – это дополнительный доход. Поэтому программы должны быть конкурентоспособны, нацеленными на то, чтобы привлечь детей к себе. Конечно, не все смогут это сделать, но для того и нужен тестовый период, во время которого пройдут корректировки. Время покажет узкие места и что мы должны улучшить.

У нас нет невостребованных программ. Поймите, если программа не востребована, педагог не получает зарплату – вот и все. На данный момент мы видим, что записи идут полным ходом. Люди хотят записаться, и не везде мест хватает. Мы работаем над тем, чтобы открыть дополнительные.

– Что касается частных организаций, как они интегрированы в эту систему?

– В Петербурге очень большое количество бюджетного дополнительного образования. В соседних регионах такого нет, и эту историю вытягивают частники. А у нас сохранилась та система дополнительного образования, которая появилась в городе еще в советское время. При этом внедрение социального сертификата может привлечь и частные организации, у которых есть лицензия, а программы прошли экспертизу. Это даст возможность развить здоровую конкуренцию, при этом сохранит качество дополнительного образования, которым славится Санкт-Петербург.

– С какими вопросами, трудностями по оформлению сертификатов на дополнительное образование родители обращаются в комитет?

– В основном это вопросы, связанные с тем, что виснет портал «Госуслуги». Это федеральная программа, мы не можем на нее влиять, но помогаем родителям решить вопрос в сжатые сроки. Все-таки осенние каникулы не за горами.

Что касается информационного сопровождения, то на сайтах образовательных учреждений есть полное описание, для чего нужен сертификат, как его получить, куда идти и что нажать. Сейчас мы работаем над тем, чтобы разъяснения давались и на родительских собраниях.

– Нужна ли регистрация в Петербурге для оформления сертификата на дополнительное образование?

– Да, такой нюанс есть: нужна хотя бы временная регистрация на территории Санкт-Петербурга. У нас есть такие случаи, когда дети проживают на территории Ленинградской области, но обучаются в школах Петербурга и хотят посещать дополнительные занятия в городе.

– Что делать в таком случае?

– Ребенок – житель соседнего региона, который учится в петербургской школе, может получать и общее образование, и ходить на программы дополнительного образования, как раньше, здесь изменений нет. Однако сделать это по социальному сертификату не получится.

– Что делать, если в школе есть платная программа, но ее не реализуют по сертификату? А родители хотят, чтобы она появилась в этом перечне.

– Можно подойти к руководителю кружка или секции и подсказать, что программу можно подать на экспертизу и принимать оплату сертификатами.

– Ребенок получил сертификат, но не использовал его в этом году, можно ли перевести его на следующий?

– К сожалению, нельзя, но можно получить новый и использовать его.

– Как система сертификатов дополнительного образования в Петербурге будет выглядеть в будущем?

– Введение социальных сертификатов – это плюс к тому, что уже есть в дополнительном образовании города. Никакие программы сокращаться, уменьшаться или урезаться не будут, это даже не обсуждается. Сертификаты допобразования дадут детям возможность получить полезные навыки, когда они не сильно загружены. Прежде всего это каникулярное время.

Или другая ситуация: у ребенка вдруг пропал интерес к занятию, и есть возможность через социальный сертификат попробовать что-то другое. Ребенок идет на краткосрочную программу, и, если ему понравится, он сменит кружок.

– Сколько программ сейчас может выбрать ребенок?

– Одну, но здесь есть нюанс. Представим себе, ребенок не посетил все 12 часов по болезни – 6 часов он посетил, 6 часов остались. Эти оставшиеся часы можно выбрать в другом учреждении. В следующем году эта история сохранится, но появятся также и 12-часовые, и 24-часовые, и 36-часовые программы. Можно будет посетить несколько программ в разное время.

– Две особые категории занятий во многом попадают в сферу частников – «развивашки» и подготовка к ЕГЭ. Они есть в программе
сертификата?

– Программы подготовки к ЕГЭ не попадают, потому что это, по сути, дополнительные занятия по общеобразовательным предметам. Это что касается детей старшего возраста. Что касается малышей, то подготовка к школе, «развивашки» – да, попадают.

– Сертификаты дают понимание того, что детям интересно. Уже есть статистика – что притягивает петербургских детей больше всего?

– Я вам честно скажу, распределение по различным направлениям сертификата почти соответствует тому, что берут в годичных программах, и так далее. Когда мы планировали эту работу и вели разговоры с учреждениями, мы просили, чтобы они спрашивали детей и родителей: а чего им действительно хочется?

Это взаимовыгодный процесс: родители устраивают ребенка на занятия, а учреждения получают финансирование. Что важно: и государственные, и негосударственные учреждения в этом смысле поставлены по законодательству в равные условия – одна стоимость часа, одинаковые условия отбора программ. А Комитет по образованию провел экспертизу и отбор 3700 программ. У нас есть ресурсы и педагоги.