Источник вдохновения: Петербург стал героем одной из самых ожидаемых премьер сезона – сериала «Убить Риту»
Снятый в жанре криминальной драмы, сериал обещает показать Санкт-Петербург с нового, неузнаваемого ракурса. В центре сюжета – история о талантливой Рите – ученом-химике, которая по стечению обстоятельств оказывается в весьма щепетильной ситуации и становится целью преследования полиции, ФСБ и бандитов. О том, как главная героиня выходит из опасных, а порой и курьезных ситуаций с помощью своих нетривиальных и исключительных знаний в области химии, в сериале расскажут на протяжении 8 серий.
Незадолго до премьеры режиссер Мария Агранович («The Телки» и «Люби их всех») и актеры Александр Мизев и Роман Семейко приоткрыли «Петербургскому дневнику» завесу съемочного процесса.
– Как пришла идея сериала?
Мария Агранович:
– На самом деле, изначально это продюсерский проект компании 1-2-3 Production и онлайн-кинотеатра PREMIER. Был написан сценарий. Когда он ко мне попал, я поняла, что если его доработать и немного переписать на свой лад, то получится классный сериал. Я собрала группу своих соавторов. Мы решили поиграть вот в такой гайричевско-тарантиновский мир, в такую классную неправду. Переписали изначальный сценарий. Работа шла несколько месяцев. И вот получилось, по-моему.
– Когда приступили к съемкам?
Мария Агранович:
– Как-то так получилось, что параллельно с тем, как был доработан сценарий, даже немного раньше. Это было весной прошлого года, и в конце прошлого октября мы завершили съемочный процесс.
– Какие-то кардинальные перемены при переписывании сценария были в него внесены?
Мария Агранович:
– Да, были практически с нуля придуманы почти все персонажи, их характеры. Также было дописано очень много сцен. Но основное наше достижение – это, мне кажется, главная героиня Рита. Мы удачно создали и внутренний, и внешний мир этой женщины. Мы с Женей (Евгения Борзых, исполнительница роли Риты) пытались создать такого «дурацкого» супергероя. Который, с одной стороны, реально крутой, но все время попадает в какую-то засаду. Супергерой от противного.
Это женщина, которая, с одной стороны, может все. А с другой, ей свойственны все возможные женские слабости. Она и падкая на мужчин, у нее есть свои страхи, плохо умеет врать. Словом, такая бедовая ходячая проблема для всех: для друзей, для врагов и для самой себя тоже. Это все мы старались изобразить мило и иронично.
– Каков внутренний мир ваших персонажей?
Роман Семейко:
– Для меня этот сериал стал первым профессиональным проектом в моей актерской карьере. Проектом с большим режиссером, уже состоявшимися яркими актерами и масштабным продакшеном. Поэтому участие в нем для меня особенный опыт. Что касается моего героя, то его не было в изначальной версии сценария. Он был полностью придуман с нуля по ходу работы над сценарием. Его можно назвать такой «аномалией», потому что непонятно, кто он и откуда. Его можно назвать самым красивым героем внешне и при этом самым жестоким убийцей. Если он в кадре, сразу вместе с ним приходят и море экшена, море крови. Такой получается милый киллер.
При этом, несмотря на то что он убивает много и часто, делает он это только по отношению к тем, кто еще хуже, чем он. Тех, кто напросился, скажем так. То есть плохими действиями делает добро.
Александр Мизев:
– Я прежде всего хочу выразить огромную благодарность режиссеру Марии Агранович, которая дала мне возможность раствориться, расслабиться в моем персонаже. Найти самые потаенные уголки и желания той темной стороны, которая есть во мне самом. Именно благодаря этому получалось внести в своего героя разные оттенки характера уже на съемочной площадке. Помню, как мы создавали его внешний облик. Это было у Марии дома. Я читал книгу по философии, играла классическая музыка. В нашей компании был наш ближайший друг, известный петербургский татуировщик Сергей Игнатьев, и по мотивам чувств от этой атмосферы у него рождался некий рисунок, который он наносил на мое тело. За несколько часов он разрисовал меня надписями на санскрите. Так получился внешний образ героя.
Естественно, с обывательской точки зрения мы играем скорее отрицательных персонажей. Но также мы всячески старались не терять их шарм и обаяние, которые должны обязательно присутствовать в каждом герое. Потому что мы все-таки играем не в бытовой реализм. Мария придумала целый отдельный мир, существующий по каким-то своим законам, но при этом он очень узнаваемый для людей.
– Получается, образы героев создавались в неком сотворчестве?
Мария Агранович:
– Это можно сказать про весь проект в целом. Мы приехали снимать в Питер. В этот день выглянуло солнце. Все друг с другом перезнакомились, подружились, кто не был знаком до этого момента. И благодаря этой зародившейся сумасшедшей энергии мы так и пробежали этот путь работы над проектом. Это самые, наверное, веселые и драйвовые съемки в моей жизни. Когда все только улыбались, смеялись, придумывали порой безумные вещи и просто получали удовольствие.
Александр Мизев:
– Бывали творческие споры, но они шли исключительно в созидательном русле. Что мне очень нравится.
– Сколько серий в проекте?
Мария Агранович:
– Восемь. Но это действительно полноценные часовые серии. Что-то, конечно, приходилось сокращать для того, чтобы уложиться в тайминг. Это нормальный процесс, когда выбор из отснятого материала у тебя должен быть намного больше, чем то, что войдет в финальную версию. Все для того, чтобы при монтаже прийти к совершенному варианту.
– В сериале есть динамичные погони, опасные трюки. Для их выполнения приглашались каскадеры?
Мария Агранович:
– Скорее каскадеры становились актерами. На самом деле на весь проект у нас была одна или две сложные каскадерские сцены. Самую сложную должен был исполнять герой под названием Подручный 2. В итоге эта роль сильно выросла. Вместе с ней увеличилось количество каскадерских сцен, погонь, перестрелок. Все благодаря тому, что мы очень подружились с постановщиком трюков Максимом Яковлевым, который исполнил, скажем так, одну из главных ролей второго плана. А также благодаря постановщику спецэффектов Паше Яковлеву, с которыми мы придумывали все химические экзерсисы нашей главной героини Риты.
– Линия с химическими трюками, химическими реакциями – одно из украшений сериала?
Мария Агранович:
– Да. Главная героиня – химик. Это ее суперспособность. Мы с Пашей и его братом Сашей параллельно с работой над сценарием придумывали и писали сцены под те или иные химические реакции. То есть придумывалась сцена, вау-эффект от которой в кадре создается благодаря химическому трюку. Затем находили ему воплощение с помощью той или иной химической реакции. Это был сложный процесс. Так как эти трюки еще нужно было органично вписывать в сюжет. Героиня постоянно попадет в какие-либо переделки, постоянно в движении. И важно было, чтобы тот или иной трюк она могла выполнить, используя подручные средства. Изобретая буквально на ходу. Конечно, для этого мы консультировались с профессиональными химиками, которые проверяли трюки на точность.
– Чем еще вдохновлялись в процессе работы?
Мария Агранович:
– Я очень вдохновлялась Петербургом. И вдохновляюсь до сих пор. Полтора года назад, приехав сюда на съемки другого проекта, я очень полюбила этот город. Так хорошо, как здесь, мне еще нигде не было.
– Упоминается, что город в сериале показан с нового, совершенно необычного ракурса...
Александр Мизев:
– Здесь надо отдать должное оператору Дмитрию Карначику, который своим мастерством удивлял нас на протяжении всего процесса съемок. И художнику Дмитрию Татарникову, который буквально «утопил» город в неоне.
Мария Агранович:
– Дело в том, что у нас было много референсов из азиатского кино. Мы снимали «азиатский» Петербург. Соответственно, это неоновые вывески. Искали подходящие места в городе. Например, одна из больших локаций, на которой проходило много съемок, действительно называется «Шанхай». И лофт-проект «Этажи», наполненный азиатскими товарами и нужной нам атмосферой. Вот от таких локаций мы шли дальше в улицы города.
– Почему именно Азия?
Мария Агранович:
– Потому что сюжет сериала закручен вокруг казахской мафии, главаря которой играет Саша (Александр Мизев). Плюс такой жанр у сериала, который сподвигает играть во что-то. Вот мы придумали себе такую классную игру, играть в которую хочется продолжать не останавливаясь. Потому что делать то, что тебе не нравится, нельзя. Вообще никогда. От этого болеешь и умираешь раньше. А когда ты делаешь то, что тебе нравится, надо это делать так, чтобы это по итогу всем максимально понравилось. Во время работы я об этом все время думаю. Я хочу, чтобы мое кино нравилось зрителям, актерам, мне самой. Это важно.
– Главная функция сериала – развлечь зрителей, научить их чему-то или....
Александр Мизев:
– Мне кажется, любое хорошее творчество, даже если оно изначально позиционирует себя как развлекательное, подтягивает за собой какие-то чувственные ощущения и перемены внутри зрителя. Речь идет не морализаторстве. Мария Михайловна (Мария Агранович), как мне кажется, не тот человек, который в своем творчестве будет поучать. Просто так складывается, что хорошее, качественное кино само по себе толкает зрителя на рефлексию.
Мария Агранович:
– Могу сказать, что если у меня и был какой-то посыл, который я хотела бы донести до зрителя, то это желание принести в этот мир еще чуть-чуть драйва. Мощной энергии, чтобы хотелось бежать, что-то делать, а главное – смеяться. В хорошем смысле. Смеяться над собой, над окружающими, над теми ситуациями, которые могут случиться в жизни.
Роман Семейко:
– Мне кажется важным, что главная героиня сериала – женщина-«супергерой». Потому что в этом плане кинематограф порой немного обходит женщин стороной.
– Запланировано ли продолжение сериала?
Мария Агранович:
– Это тайна, покрытая мраком. Даже для меня.
– Финал истории, рассказанной в первом сезоне, остается открытым?
Мария Агранович:
– Скажу так: нельзя не закончить начатое. Начатое закончено, но с потенциальной возможностью на новый старт.