Петербургские производители дронов попросили открытого неба, электричества и людей
Разработку и производство беспилотников в Петербурге поддержат в приоритетном порядке. Такой законопроект единогласно поддержали депутаты ЗакСа.
«Ключевой его целью является идея расширения спектра, в рамках которого будет предоставляться государственная поддержка инновационной деятельности в Северной столице. Особенно важно, что согласно положениям законопроекта этот спектр теперь будет дополнен деятельностью, направленной на разработку, внедрение, развитие и использование беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем. Инициатива была беспрекословно поддержана депутатами, однако вместе с этим вызвала у парламентариев вопросы о том, какие именно меры поддержки сейчас необходимы представителям отрасли», – рассказал председатель профильной комиссии ЗакСа по инвестициям Дмитрий Панов.
Какая именно нужна поддержка, сами производители беспилотников рассказали на заседании профильной комиссии по инвестициям.
Центры развития
Национальный проект по развитию беспилотников в России уже разработан и утвержден, как рассказывал премьер-министр России Михаил Мишустин. Заработать в полную силу, по словам вице-премьера Андрея Белоусова, нацпроект должен с 1 января 2024 года. Объем финансирования Белоусов предварительно оценивал в 48 миллиардов рублей на следующий год, 117 миллиардов – в 2025 году и 148 миллиардов – в 2026 году.
Как констатировал на заседании профильной комиссии ЗакСа по инвестициям руководитель одной из компаний, занимающейся производством дронов, Роман Иванов, перспективы развития отрасли видят не только в Петербурге.
«Мы общаемся со своими коллегами. И каждый в своем городе считает, что именно они создадут центр российского беспилотного строения. Начиная с Омска, Ижевска, Великий Новгород присоединился. Салехард, Челябинск. У всех в планах. Но на самом деле шанс маленький. Все-таки беспилотник сделать с нуля непросто», – заметил Иванов.
У Петербурга уже есть опыт производства беспилотных систем. В городе около тридцати предприятий уже разрабатывают, создают дроны либо компоненты для них. Исполнительный директор компании, представлявший этим летом на ПМЭФ гражданский БПЛА, способный нести 100 килограмм на расстояние до 300 километров, Иван Анцев напомнил, что отечественные беспилотники востребованы не только в России.
«Беспилотники – это еще и неплохой внешний рынок. Я объективно считаю, что наша отечественная промышленность со своими разработками сильна. Мы действительно делаем неплохие беспилотные аппараты. Нацпроект даст очень серьезный толчок развития не только внутреннего рынка, но и для экспорта», – считает Анцев.
Воздух – земля
Петербургу для развития отрасли беспилотников не хватает мест, где можно свободно летать. Так считает представитель организации, у которой есть лицензия на испытания авиационной техники, Василий Лешан.
«Эксплуатация самих дронов в городской черте затруднена правилами использования воздушного пространства, потому что Пулково – большой аэроузел. Мы с боем несколько лет пробивали себе зону для испытаний. Она небольшая. И, когда не действуют запреты, бывает, что в воздух до 30 единиц техники одновременно поднимаем», – рассказал он.
Как добавил Лешан, в России сейчас есть три экспериментальных правовых района, небо над которыми для беспилотников открывается упрощенно. Над тем, чтобы такая зона появилась и в Петербурге, он предложил подумать депутатам.
Земля в Петербурге для зданий, где можно развернуть новые производства беспилотников, есть. Но вот на то, чтобы здание на ней возвести, уйдут годы. Упростить порядок получения разрешений на строительство предложил Иван Анцев. А Роман Иванов предложил добавить уже существующим зданиям, где будут производить дроны, мощности, сейчас, чтобы провести дополнительные мегаватты, нужны миллионы. Депутаты обещали подумать о субсидии на подключение к энергосетям.
Свежие кадры
Отдельный вопрос – кадры. В России не так много тех, кто умеет создавать дроны. И они без работы не сидят.
«Самое важное – это люди. В Петербурге свободных рук уже практически нет. Мы уже друг у друга переманиваем сотрудников. А от перемены слагаемых сумма не меняется. Нужна новая кровь, свежие кадры, и как можно быстрее», – полагает Анцев.
Пополнять кадровый ресурс Анцев предлагает за счет выстраивания связей с колледжами и вузами. Его предложение прямо на заседании услышал представитель Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича. Производителям беспилотников он предложил открыть кафедру у них в университете.