Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Алексей Дунаевский: «Даже игровое кино может быть интересно историкам»

В Государственном музее политической истории России продолжается цикл лекций «История на экране». Вход свободный, но по регистрации
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

О проекте «Петербургскому дневнику» рассказал киновед, кандидат искусствоведения, автор многих книг по истории кинематографа и футбола Алексей Дунаевский.

– Как возникла идея цикла лекций и его проведения на площадке Государственного музея политической истории?

– Я назвал бы этот цикл лекций фестивалем. Он пройдет впервые, но Музей политической истории уже имеет опыт сотрудничества с петербургскими кинематографистами. Здесь был проведен показ новых документальных фильмов о блокаде, в том числе картины «Приравнены к хлебу» о журналистах, работавших в осажденном Ленинграде. Директором цикла лекций выступает Ольга Аграфенина, а себя я назвал бы идеологом фестиваля, а также применяю свой богатый опыт организатора фестивалей. Цикл «История на экране» открылся 20 сентября показом документального фильма «На берегах пленительной Невы», последней работы режиссера Ильи Авербаха, вечер провел писатель-историк Анатолий Аграфенин.

– Сегодня, 11 октября, пройдет ваша авторская лекция, тема которой обозначена как «Футбол, кино и... политика». О чем будете больше рассказывать – о футболе или политике?

– О том, как футбол стремительно политизировался, становился инструментом воздействия на массы, и кинематограф это стремительно отражал. Начну со съемок футбола братьев Люмьер и закончу советскими лентами, снятыми на «Ленфильме», «Удар! Еще удар!» и «Одиннадцать надежд». Познакомлю зрителей с первыми игровыми фильмами о футболе, которые поставили в 1920-е годы в Германии – «Король центрфорвардов» и «Одиннадцать чертей», а также о первой художественной кинокартине об этом виде спорта в СССР.

– Многие считают, что первый фильм о футболе в СССР – это популярная комедия «Вратарь»?

– Еще в 1934 году был снят фильм «Карьера Рудди», причем в двух версиях, как тогда еще делали – немой и звуковой. Это очень интересная лента, действие происходит в Германии, в Берлине, показана борьба нацистов за власть и использование в этих целях футбола. К счастью, в коллекции Госфильмофонда копия звуковой версии сохранилась, и для меня ее нашел Петр Алексеевич Багров, до недавнего времени он работал директором Госфильмофонда, а сейчас возглавляет Международную федерацию киноархивов. В «Карьере Рудди» главную роль исполнил Дмитрий Консовский, старший брат Алексея Консовского, который сыграл Принца в «Золушке». Думаю, что мой рассказ о трагической судьбе Дмитрия Консовского в стенах Музея политической истории будет уместным. Талантливый актер накануне съемок фильма «Строгий юноша» был арестован, отправлен в лагерь, уже в лагере снова осужден, приговорен к расстрелу и умер перед казнью.

– Неужели проследить процесс политизации футбола можно в комедии «Вратарь»?

– Останавливаться на хорошо известных фильмах «Вратарь» и «Запасной игрок», которые почти все смотрели, не планирую, но если зрители зададут вопросы, то отвечу, что «Вратарь» только на первый взгляд кажется легкой комедией. В нем отражены настроения второй половины 1930-х в нашей стране, предчувствие неизбежной войны с империалистами, к которой советский народ должен быть готов – вспомните песню с рефреном «Когда настанет час бить врагов». И развязка матча с зарубежной командой «Черные буйволы», рывок главного героя к чужим воротам – это метафора боевых действий Красной армии против неприятеля.

– Ваша лекция будет второй в цикле «История на экране», чему будут посвящены следующие?

– Запланировано провести до 13 декабря пять встреч со зрителями. В следующий раз, 8 ноября, выступит профессор, доктор исторических наук Андрей Александрович Иванов, который расскажет о том, как в советском кино показывали политических деятелей царской России – Александра Гучкова, Михаила Родзянко, Александра Керенского и других, а также разберет документальный фильм Фридриха Эрмлера «Перед судом истории», в котором участвовал бывший депутат Государственной думы, один из организаторов белого движения в Гражданскую войну Василий Шульгин. 22 ноября выступит историк театра и кино в блокадном Ленинграде Вячеслав Кокин.

– Это будет рассказ о работе фронтовых операторов в осажденном городе?

– В том числе и об этом, о таком человеке, как Валерий Соловцов, который был начальником киногруппы Ленинградского фронта, работал во время блокады над знаменитыми документальными фильмами «Ленинград в борьбе», «Ладога» и других. Добавлю по теме футбола в кино, что до войны Соловцов как актер снялся в фильме «Вратарь», а как оператор он снимал матч ленинградского «Динамо» в 1942 году в День физкультурника, и 19 секунд сохранившейся кинохроники используются во всех передачах о блокадном спорте. Также Вячеслав Кокин расскажет о такой малоизученной странице истории, как работа во время блокады кинотеатров. Кроме того, что они вообще работали, никто ничего не знает, а это очень интересный вопрос – какие работали, в какой период, как их закрывали из-за усиления артиллерийских обстрелов и снова открывали.

– «История на экране» – это в первую очередь документальное кино?

– Не только. Как это ни удивительно, историкам может быть интересно и игровое кино. И не с точки зрения неточностей и разных ляпов. Лекция 13 декабря профессора, доктора исторических наук Александра Пученкова будет называться «Последний царь и последний старец». Он разберет художественный фильм «Агония» Элема Климова, в котором показаны Николай II и Григорий Распутин. Кстати, первый игровой фильм об этих исторических фигурах снял еще в 1917 году режиссер Александр Дранков вскоре после Февральской революции под названием «Убийство Гришки Распутина». Можно вспомнить, что самым первым в истории мирового кино русским сюжетом стала коронация Николая II, которую снимали французы в 1896 году. Интересно, что в 1916 году был снят документальный фильм «Царь Николай II, самодержец всероссийский», который вышел на экраны 22 октября 1917 года и преподносился в рекламе как «народная трагедия». В прокат его выпустили потому, что в нем была показана тяжелая жизнь крестьян в России, и за это фильм хвалил Ленин.

– «История на экране» получит продолжение в 2024 году?

– Решение об этом вместе с Музеем политической истории будем принимать по итогам первого цикла лекций. Если люди проявят интерес к нашей работе, то продолжим.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»