Артем Крылов: «Наше кино растет, это правда»
«Петербургский дневник» и «Писательская академия Антона Чижа» этой осенью вновь запускают полюбившийся многим проект «Детектив по пятницам». Рассказы талантливых авторов снова озвучат не менее талантливые актеры. Одним из первых артистов, который согласился принять участие в проекте, стал Артем Крылов. Он рассказал о том, как судьба привела его в актеры, почему решил поменять артистическую стезю на режиссерскую и, конечно, о том, какие книги любит читать и даже пытается написать сам.
– Артем, ваша семья далека от артистической среды. А как у вас возникло желание стать актером?
– Это долгая история. Я учился в лингвистическом лицее с углубленным изучением испанского, английского, французского языков. Правда, французский был потерян еще в школе. Мы все практически, кто там учился, готовились поступать на филологический, что логично. Но где-то классе в седьмом, по-моему, или в восьмом, когда у нас появился предмет МХК – мировая художественная культура, я уже начал забивать на некоторые предметы.
Это был один из первых предметов, который я прогулял. Так вот, я его прогуливал, получал, естественно, двойки и категорически ничего не делал. И когда за меня в школе уже крепко решили взяться и сказали: «Артем, так делать нехорошо!» – я стал посещать занятия, но все равно ничего не делал. И наша педагог в какой-то момент сказала: «Ну, Артем, что, в этот раз ты опять ничего не сделал?» Я говорю: «Сделал, сценку подготовил». Просто решил вот так на ходу, потому что на самом деле я ничего не сделал, конечно. Но решил как-то себя спасти. Выходя к доске, думал: «Господи, боже мой, что я несу? Что сейчас делать-то буду?» А мы изучали Древнюю Грецию как раз тогда. Я что-то начал импровизировать, закончил, закрыл глаза, и вдруг мне это понравилось. Я получил пятерку и решил на следующий раз еще раз провернуть такую тему и стал этим пользоваться. И потом я даже стал готовиться уже к этому. И в какой-то момент педагог мне сказала: «Поедем на олимпиаду по МХК, будем ее открывать. Будешь там Диогеном в бочке». Это был мой первый выход на сцену. И это был первый раз, когда я почувствовал вот это странное, еще для меня неизвестное чувство связи со зрителем, которое мне дико понравилось. А потом ко мне подошла наша завуч по внеклассной работе и сказала: «Тема – школьный театр. Давай». Я говорю: «Хорошо». Но когда я пришел к маме и рассказал, что меня позвали в школьный театр, мама сказала: «Только через мой труп».
– А почему мама была против?
– Как выяснилось, моя мама, а она до этого никогда мне не рассказывала, всю жизнь мечтала быть актрисой сама, и она даже в принципе практически уже была одной ногой в театральном институте. У нас на Моховой. Но моя прабабушка была против, потому что все актрисы алкоголички и так далее. Просто были примеры знакомых. И, в общем, мама очень испугалась и сказала: «Нет, все, нет, никогда. Артист – это не профессия». Но, как оказалось, это никуда не денется из нашей семьи. И сейчас, конечно, мы все понимаем, и мама гордится мной.
– А отец?
– И отец гордится мной. У меня мама – учитель, папа – инженер. Сын, по их мнению, должен был получить нормальную профессию. В итоге я артист. И все-таки это судьба, судя по всем событиям. Я оказался в школьном театре. И постепенно я стал этой профессией заболевать. Потом оказался в девятом классе уже в стенах на Чапыгина, 6, в сериале «ОБЖ», который здесь снимался. Наш питерский был молодежный сериал. И, собственно, так я и понял, что нет никакого лингвистического, только театральный. Вот так.
– Вы родились и выросли в Петербурге. А что вам сейчас дает наш город?
– Питер всегда мне много давал. Естественно, как любому, наверное, творческому человеку много сил и вдохновения, особенно в последнее время. Жизнь с возрастом, конечно, меняется. Меньше времени остается на то, чтобы просто смотреть по сторонам и впитывать в себя какие-то творческие потоки родного Ленинграда. Но надеюсь, что это время пройдет. Сейчас мне больше, конечно, сил дает семья, дети мои. Я надеюсь, что этот город им будет давать какие-то творческие силы.
– А есть у вас места силы в городе?
– Наверное, в последнее время для меня это стал парк 300-летия Санкт-Петербурга, потому что это удачное стечение всего, что я люблю в этом городе. Во-первых, море, во-вторых, видно город. Мне нравится, что там относительно дорожного движения довольно тихо, несмотря на то что много народу. Горы еще бы были, было бы вообще прекрасно.
– А ваши дети не хотят себя попробовать в кино?
– Дети не только пробуют, а уже снимаются. Такая история. Мой друг – режиссер, сценарист – снимал фильм свой полнометражный. А моя жена – она продюсер. Это очень удачное стечение обстоятельств, что у меня есть свой карманный продюсер. И вот как раз мы ехали, я уезжал на смену, и она говорит: «Режиссеру нужен ребенок в кадр. Давай возьмем нашего старшего». Я отвечаю: «Нет, только через мой труп». И через полчаса мы уже, конечно, ехали всей семьей на смену, потому что с женой спорить бесполезно. Но я благодарен на самом деле тому, что меня убедили, это правильно. И с тех пор сын снимается. Я думаю, что, когда мама, папа – киношники, а у меня еще теща сейчас пошла тоже в сферу кино, дети обречены. Поэтому вся семья на экране или за экраном. Очень удачно. Ну в титрах-то уж точно все будут.
– Наш проект «Детектив по пятницам», для которого вы будете озвучивать один из рассказов, – литературный. Вы любите читать книги, хватает ли вам времени на чтение?
– Читать я обожаю, конечно же, я еще все-таки из того поколения, у которого не было телефонов и компьютеров, поэтому я тоже рос на книгах. Сейчас, к сожалению, понятно – работа, дети. Времени почти не остается. Но детям я читаю. И, конечно, есть дорога между городами, например, «Сапсан» из Питера в Москву и обратно, поэтому стараюсь читать в поездах.
– Хорошо, а какие любимые книги, любимые авторы?
– Я вырос на фантастике. Я очень люблю Гарри Гаррисона, особенно цикл «Крыса из нержавеющей стали». Это мой любимый вообще книжный герой. Предвосхищая вопрос, я чувствую, он будет на тему, есть ли герой, которого я бы хотел сыграть. Это Стальная крыса. Когда я цикл прочитал, я был в таком восторге от него еще в детстве и потом еще много раз перечитывал.
– А снять фильм?
– Я честно хотел, когда я еще был молодой, глупый. Я сейчас чуть постарше, но все равно глупый. Я думал о том, что смогу написать сценарий и снять «Крысу из нержавеющей стали». А сейчас понимаю, что это практически невозможно сделать по разным причинам. Но да, «Стальная крыса» и Гарри Гаррисон, наверное, самые любимые книги. Еще могу отметить из недавних более-менее открытий – меня жена познакомила с творчеством Макса Фрая. Это невероятное стечение фантазии, удивительного мира и всего прочего. Я такое очень люблю.
– Я знаю, что вы не только актер, но еще и сценарист. А вот помимо сценариев художественный текст не хотелось никогда написать?
– Больше скажу, я даже пытаюсь это сделать, пытался. Но, опять же, нужно время, силы. Я такой человек, для которого пространство вокруг очень важно, поэтому дома писать не очень получается. Мне нужна тишина вокруг. И плюс я сова. В 23:00 голова моя начинает работать. И так я могу работать до 10:00. Но я надеюсь, что смогу закончить свою книгу.
– А не секрет, о чем она?
– Это фантастика. Опять же, привет, Гарри Гаррисон. Но это более-менее развлекательная книга.
– А в каких новых проектах вас можно увидеть?
– Много чего сейчас выходит. Недавно снимали очередную версию жизни Екатерины Великой. И на этот раз ее играет Лиза Боярская. Мне досталась часть примерить на себя роль Алексея Орлова, брата Григория Орлова. Это знаменитая история, как он вытаскивал княгиню Тараканову из Италии.
– Видела, что вышел недавно мультфильм, одну из ролей в котором вы озвучивали.
– Да, недавно вышел мультфильм, который называется «Руслан и Людмила». Он, конечно, к Пушкину имеет очень слабое отношение, но хороший детский мультик. Я очень хотел сводить ребенка, своего старшего сына, на него, но, к сожалению, просто прошляпил.
– А как это вообще – озвучивать мультики? Вот вроде тут вы – граф Орлов, а тут вы пошли и тоненьким голоском стали озвучивать мультик.
– Это сложная история. Я думал всегда, что дубляж – это просто. А оказалось это вообще параллельная жизнь, параллельная профессия, туда попасть очень сложно. И этому нигде не учат. Там нет места долгому сидению, размышлениям, как в кино порой бывает: давайте подумаем и поищем с вами. Нет, там надо приходить и сразу понимать нюансы профессии. Когда я стал дублировать кино и мультфильмы и приходил на озвучку собственных ролей, то звукорежиссеры спрашивали: «А вы мультики дублируете?» Сразу по голосу это становится слышно, потому что диафрагма начинает работать по-другому. И весь подход. Поэтому как это озвучить? Не знаю. Я сам до сих пор не могу сказать, как, как это сделать. Ты либо это ловишь, либо нет. Но это классно, я всегда мечтал. И рад, что я, наконец, занимаюсь этим.
– А давайте назовем тогда хотя бы пару мультфильмов, где ваш голос можно услышать, кроме «Руслана и Людмилы»?
– Тут надо понимать: когда приезжаешь на дубляж, если это проект типа «Руслана и Людмилы», который большой полнометражный мультик, где ты озвучиваешь одну из главных ролей и на ней фокусируешь свое внимание. А бывают мультсериалы, и актеры дубляжа просто говорят фразу и даже не запоминают, кого они озвучивают. Но однажды у меня практически сбылась мечта. У нас в детстве шли «Черепашки ниндзя», и мы озвучили их для одного канала, тех самых, классических, которых мы смотрели в детстве. Я был одной из главных черепашек, Леонардо.
– Вы сейчас занялись режиссурой, расскажите о своих проектах.
– Да, я сейчас активно пытаюсь переметнуться из стана артистов в стан режиссеров. Еще на курсе, когда учился, понял, что, наверное, режиссура – это мое, потому что я любил писать всегда. Я любил создавать и люблю до сих пор. И я обожаю работать с артистами. Мне очень повезло, что у меня есть возможность еще преподавать немножко. А это практически режиссура, я просто кайфую от этого, и создание кино сейчас для меня одна из основных тем моей жизни. Сейчас мы заканчиваем мою короткометражку. Ее мы хотим отправлять на фестивали.
– О чем она?
– Это мои размышления на тему: почему наша жизнь устроена так, как она устроена? Это немножко размытое понятие. Обычно режиссер задает вопрос, пытается как-то на него ответить. А я задаю вопрос, не особо пытаясь ответить, просто поднимая тему – почему мы, зачем? Вот мы рождаемся, и нам нужно сразу кому-то что-то платить. Меня этот вопрос мучает очень сильно, потому что мне надо моих детей выпускать в жизнь. Я думаю: к чему их готовить? К тому, чтобы они занимались тем, чем они хотят. А если у них не будет такой возможности? Вот на эту тему я стал размышлять и написал короткий метр. Сейчас мы пытаемся его закончить, собираем средства через краудфандинг. Я всегда думал о том, что, наверное, самое сложное – это снять кино, это надо найти деньги и так далее. А с опытом и возрастом я стал понимать: оказывается, снять-то кино – самое простое, самое сложное – его людям показать, потому что у тебя есть готовый продукт, а его надо отправить в кинотеатры, на фестивали, еще куда-то. А как это сделать? На это тоже нужны деньги, средства. Ну, в общем, работаем. Сейчас пытаемся запустить еще один проект. Это сериал по книге писательницы Татьяны Корсаковой «Темная вода». В жанре мистики. Очень симпатичная история, с таким русским колоритным фольклором. Хочется сделать это хорошо, потому что у нас, к сожалению, есть такой стереотип о том, что у нас не умеют снимать кино. Так вот мы хотим попытаться этот стереотип сломать. Сейчас с кино стало лучше. Наше кино растет, это правда.