В Петербурге покажут рубаху организатора восстания в лагере смерти Собибор
В Государственном музее политической истории России можно увидеть уникальные артефакты, ставшие подлинными символами борьбы с нацизмом. Здесь открывается выставка «Собибор…», посвященная 80-летию со дня восстания заключенных в концлагере на территории Польши. Причем основа экспозиции – личные вещи и документы военнопленного Александра Печерского: инициатора и вдохновителя этого беспримерного в истории всей Второй мировой войны события.
Восстановленное прошлое
Ведь ему удалось поистине невозможное – в условиях тотального контроля и деморализующей атмосферы лагеря разработать и осуществить побег более чем 300 истощенных заключенных, обреченных на уничтожение. Поэтому выставленные в экспозиции вещи являются далеко не только «иллюстрациями» к его биографии, хотя и были сохранены и собраны им лично. Причем эти немые свидетели прошлого хранились в секретере, к которому Александр Печерский запрещал прикасаться даже своим родным: он боялся, что документы и вещи могут перемешаться и тем самым нарушится тщательно воссоздаваемая им последовательность событий.
«Все экспонаты сегодня принадлежат Фонду Александра Печерского, который предоставил их нам для этой юбилейной выставки. Из довольно большого количества предметов мы постарались отобрать не просто самые пронзительные: нам хотелось, чтобы они сполна отразили бы и весь драматизм той эпохи», – подчеркнула куратор проекта, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Музея политический истории РФ Маргарита Самойлова.
И действительно, при знакомстве с содержимым выставочных витрин, может сложиться впечатление, что речь идет о…двух разных людях. Один из них – сугубо гражданский человек: инженер-технолог, имевший при этом музыкальное образование, увлекавшийся вышивкой и любительским театром (причем сумевший проявить себя на сцене не только в актерском амплуа, но еще и в качестве режиссера-постановщика).
И совсем другого Александра Печерского мы видим уже после начала войны. Он уходит на фронт добровольцем в июне, а уже в сентябре попадает в плен, оказавшись в страшном Вяземском котле. Затем долгие мытарства в неволе, и вот в октябре 1943 года, казалось бы, наступает неотвратимый финал – лагерь смерти. Тот самый Собибор.
Страшная действительность
При этом в своих воспоминаниях Александр Печерский признавался, что поначалу он даже не помышлял о побеге. Тем более что лагерь охраняли не только хорошо вооруженные эсесовцы, но и расположенные вокруг него минные поля.
«Он пошел на это только потому, что счел своим долгом спасти других людей. А решился после того, как, находясь в бараке, услышал детский вскрик «Мама!» и последовавший за ним громкий гогот гусей. Этих птиц эсесовцы держали в лагере специально, чтобы они своим гомоном заглушали крики погибавших в газовых камерах», – пояснила Маргарита Самойлова.
Печерский находился в Собиборе всего 22 дня. Но этого времени ему хватило для того, чтобы объединить вокруг себя людей, организовать нападение на охрану и создать условия для коллективного побега. На выставке, к примеру, как раз представлены записи и чертежи лагеря, которые составлял Александр Печерский на этапе подготовки восстания. Не менее примечательными экспонатами являются также… нотные записи и стихи, которые написал в заключении несломленный герой (на выставке, кстати, будет параллельно демонстрироваться документальный фильм, в котором прозвучит исполненная симфоническим оркестром музыка, написанная Александром Печерским).
Талисман с историей
Но смысловым и эмоциональным центром всей экспозиции с полным правом можно считать рубаху Александра Печерского, которая на нем была надета в день восстания и последовавшего затем побега. Причем у нее есть своя предшествовавшая этому весьма знаковая биография.
«Эту рубаху за несколько часов до всех событий передала Печерскому его лагерная муза – девушка из Голландии по имени Люка, – делится Маргарита Самойлова. – Она сказала, что рубаха принадлежала ее погибшему отцу, ярому антифашисту. И что когда он надевал ее, отправляясь по заданиям подполья, то становился «невидимым» для агентов гестапо».
Рубаха стала своего рола спасительным талисманом и для советского военнопленного. А вот Люку во время побега – самое страшное для вырвавшихся заключенных началось при пересечении минного поля – Александр Печерский потерял из виду. И до самой своей кончины (он умер в 1990 году) продолжал безуспешно искать ее, рассылая запросы буквально по всему миру. Но ему удалось найти всех, кто остался в живых из числа бежавших из лагеря: таковых из 300 к концу войны осталось всего 57 человек.
Правда и только правда
К слову, о мире. На выставке также представлено письмо Печерского, адресованное лично председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину, с просьбой предоставить возможность посетить Германию для участия в судебном процессе над бывшим начальником лагеря смерти Собибор (немецкие следователи даже приезжали в Союз для того, чтобы взять у Печерского показания). Однако бывшего заключенного за границу так и не отпустили, хотя на дворе уже была хрущевская оттепель.
Не дали, кстати, ему визу и в 80-х – для посещения мировой премьеры фильма «Побег из Собибора», в котором его самого сыграл суперзвезда того времени Рутгер Хауэр. И остается сожалеть, что Александр Печерский не увидел отечественной ленты «Собибор», снятой не так давно Константином Хабенским. Как отмечают создатели выставки, это тот самый редкий случай, когда фильм, сделанный на основе реальных событий, ни в чем не грешит против правды. И даже большинство диалогов в нем взяты из воспоминаний главного действующего лица. С отдельные фрагментами которых можно познакомиться и на выставке.
«Эта экспозиция, посвященная феноменальной победе над фашизмом, не просто дань уважения, но и исполнение нашим музеем его главной функции, заключающейся в сохранении исторической памяти. Нельзя дать ей уйти. А сегодня мы знаем, как это происходит. Думаю, каждому петербуржцу необходимо увидеть представленные документы и вещи», – подчеркнула Маргарита Самойлова.
Выставка будет работать до 8 ноября. Она расположена в атриуме (зона входа в музей) и доступ к ней бесплатный.