«Оживаю, когда прихожу в театр, это моя жизнь»: народная артистка России Татьяна Пилецкая отмечает двойной юбилей
Такого ажиотажа не припомнит, наверное, ни один театр. Уже от метро «Горьковская» поклонники творчества Татьяны Пилецкой спрашивали лишний билет. А у самого театра желающих попасть на премьерный спектакль было еще больше.
ОВАЦИИ ЗАЛА
Как только народная артистка вышла на сцену, зал разразился овациями. И на протяжении всего спектакля еще много раз награждал любимицу петербургской публики и ее блестящего партнера заслуженного артиста России Анатолия Дубанова аплодисментами.
По окончании спектакля на сцену вынесли роскошную корзину цветов, которую прислал актрисе губернатор Петербурга Александр Беглов. А вице-губернатор Борис Пиотровский лично поздравил Татьяну Пилецкую и вручил ей букет цветов.
«За то время, что вы служите в театре, вне всякого сомнения, вы стали символом петербургской театральной жизни, символом петербургской культуры, которую знают во всем мире», – сказал он.
Борис Пиотровский признался, что он, как и тысячи других зрителей, всегда с огромной радостью и удовольствием приходит на все спектакли актрисы и смотрит фильмы с ее участием.
«Конечно, мы желаем вам успехов, удачи, здоровья. Но сегодня хочется выбрать что-то одно. И я хочу вам сказать: я заходил к руководителю театра – у вас хорошие перспективы!» – под гром аплодисментов завершил он свое поздравление.
После официальных речей Татьяну Пилецкую стали поздравлять все почитатели ее таланта. Она приняла больше сотни букетов и подарков. После чего обратилась к публике: «Мои дорогие зрители! Я невероятно ценю то, что вы приходите на мои спектакли. Что вы пришли сегодня. Вы и представить себе не можете, как я волновалась. Но мой дорогой партнер мне хорошо помогал. И я бы очень хотела, чтобы еще энное количество лет мы так же прекрасно встречались на этой сцене».
Зрителям, которые никак не хотели расходиться, напомнили: этот сентябрь в театре-фестивале «Балтийский дом» объявлен месяцем Татьяны Пилецкой. В афише собраны все спектакли с ее участием, которые также можно будет посмотреть в течение всего года.
Такую удивительную судьбу и долгую творческую биографию вряд ли имеет какая-либо другая актриса.
У Татьяны Пилецкой царская осанка, гордо поднятая голова и море обаяния. О своем возрасте она говорит просто: «Я его не чувствую на сцене. Я оживаю, когда прихожу в театр, когда делаю любимое дело. Это моя жизнь».
УВЕКОВЕЧИЛИ В ФАРФОРЕ
Семья Татьяны Пилецкой оставила свой след в истории. Например, ее прапрапрабабушка Луиза Графемус-Кессених вошла в историю как женщина-офицер, участница войны с Наполеоном. В газетах того времени ее называли «второй Дуровой».
Ее бабушка владела домом на Таврической улице, брат деда, художник Егор Урлауб, был дружен с Ильей Репиным, с которым вместе учился в Императорской академии художеств.
А отец – немец по происхождению – был инженером-химиком, но очень творческой натурой, в его роду было много художников. Он сам всю жизнь дружил с Кузьмой Петровым-Водкиным.
Художник, ставший крестным отцом Татьяны, увековечил будущую актрису в девятилетнем возрасте на полотне «Девочка с куклой» («Портрет Татули»). Он же посоветовал родителям отдать изящного ребенка в балет.
Когда Татьяна стала воспитанницей Хореографического училища Вагановой, уже другой известный художник Алексей Пахомов ваял с нее статуэтку балерины. Татьяна Пилецкая вспоминает, что позировать ей пришлось около месяца.
«Он долго искал позу, которая говорила бы о балетной профессии. Сажал меня на стул, который крутился, и смотрел. В результате выбрал, как девочка завязывает балетную туфельку», – вспоминает она. Так появилась статуэтка Ломоносовского фарфорового завода, которая знакома всем коллекционерам.
«Юная балерина» хранится в Русском музее.
ДЕБЮТ В КИНО
В 1941 году семья Урлауб была выслана в город Молотов (сегодня Пермь). Вернуться удалось только после войны. В 1945 году Татьяна окончила хореографическое училище и пошла учиться в студию Большого драматического театра. Ее первая заметная работа была в фильме «Пирогов» (12+), снятом самим Григорием Козинцевым.
«Именно в его картине состоялась моя первая большая роль – сестра милосердия Даша Севастопольская. Автором сценария был Юрий Герман. А рядом снимались такие знаменитые актеры, как Честноков, Скоробогатов, Лебзак», – говорит Татьяна Львовна.
Затем она мелькнула в роли дамы на балу в культовой «Золушке», а потом сыграла Сашеньку в фильме Марка Донского «Мать» (12+). Татьяна Пилецкая до сих пор помнит, каким требовательным и суровым был этот режиссер.
«Когда он кричал: «Нет, не то! Заново!», я начинала дрожать и у меня холодели руки», – признается она.
А вот на роль Веры в картине «Княжна Мери» (12+) по лермонтовскому «Герою нашего времени» (12+) ее предложил Александр Вертинский, который симпатизировал красивой актрисе. Он передал ее фотографии режиссеру Исидору Анненскому, и после долгих совещаний худсовета ее утвердили. С его же легкой руки у Татьяны Пилецкой было еще несколько хороших работ: «Олеко Дундич», «Дело № 306» (12+), «Невеста» и, конечно, «Разные судьбы» (12+) – этот фильм Леонида Лукова сделал актрису невероятно популярной.
«Знаете, после показа этой картины в Московском университете все зрители буквально накинулись на меня: «Как вы могли?!» (Пилецкая сыграла роль красивой, но эгоистичной и расчетливой Тани. – Ред.). Я им говорю: «Да подождите, это же не я. Это моя роль». К сожалению, обычно зрители ассоциируют героиню с актрисой, которая эту роль играет. И поэтому часто приписывают то, что ей совершенно не свойственно», – рассказала Татьяна Пилецкая.
КРАСОТА И ЭНЕРГИЯ
Актриса уверена, что эта звездная роль принесла ей не только славу: «После фильма у меня был колоссальный пробел в кинематографе. Я понимала, что моя внешность не вписывается в нужные типажи, что мне не предложат сыграть колхозницу или работницу фабрики».
В кино Татьяна Пилецкая вернулась спустя годы. У Яна Фрида она снялась в трех картинах: «Зеленая карета» (18+), «Прощание с Петербургом» (12+), «Сильва». И уже в наши дни вышло несколько фильмов, где она сыграла бывшую балерину. И хотя актриса признается, что вставать на пальцы уже не так легко, как раньше, опускать планку не желает.
Последней крупной работой в кино стала роль Вечной Алисы в ленте «Северный ветер» (18+) Ренаты Литвиновой. Работать с ней Татьяне Пилецкой понравилось, она оценила ее как режиссера. А вот ее отъезд за границу принять не смогла.
«Отъезда из России не одобряю и считаю затмением в мозгу. Нельзя предавать Родину, где ты родился», – вынесла она свой вердикт.
Легенда советского и российского кино включена во все рейтинги самых красивых женщин. Надо было видеть, как смотрели на нее во время вручения одной из премий московские коллеги. И как менялось выражение их лиц – от искреннего удивления до неподдельного восхищения, когда она блистательно играла на сцене отрывок из спектакля.
Татьяна Пилецкая говорит, что красота и энергия достались ей от родителей. И ничего для поддержания своей формы она не делает.
«Я в папу. Думаю, у него был внутренний стержень, иначе бы он не пережил эти 15 лет ссылки. И где-то у меня заложены эти гены», – объяснила актриса.
НЕСТИ ТРАДИЦИИ
В театре «Балтийский дом» Татьяна Пилецкая служит уже 60 лет. Предложение выйти на сцену сделал ей Павел Хомский, в то время главный режиссер театра.
«Он буквально учил меня ходить по сцене, разговаривать, ведь тогда микрофонов не было. А надо было, чтобы меня могли услышать везде, – в зале 1700 мест и балкон. Это был колоссальный экзамен. Я до сих пор благодарна и чту его память», – делится актриса.
Одной из ее знаковых ролей стала Роксана из спектакля «Сирано де Бержерак».
«Представьте только – спектакль мы играли 16 лет. Это была для меня настоящая школа. Отсюда и такая преданность этим стенам, этому театру», – объясняет она.
Сейчас Татьяна Пилецкая занята в трех постановках. Одна из них – «Семья в подарок» (12+) по светлой и ироничной пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала».
«Когда мне предложили эту пьесу, я попросила сменить название. Ну что это такое – «умирала»? Придумали «Семья в подарок». Тем более что у меня уже есть постановка со словом «умирает» в названии», – говорит Татьяна Пилецкая.
Актриса имеет в виду спектакль «Деревья умирают стоя» (12+) по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны. Она играет Эухению, бабушку непутевого внука, которая никогда не теряет человеческого достоинства и стойкости духа.
Совсем иного плана спектакль «Рок-н-ролл на закате». Это лирическая, полная доброго юмора и светлой грусти, история о двух немолодых и одиноких людях, которые пытаются скрасить свой досуг и одиночество в студии рок-н-ролла.
«Это сложнейший спектакль: много текста, много переживаний, выстраивание отношений с героем. Это непростая роль. Но я не могу жаловаться, у меня много работы, – говорит актриса. – В этом театре я уже 60 лет. И всегда старалась нести традиции от театра Ленинского комсомола до «Балтийского дома».
«Я никогда никакой зарядки не делала, – рассказала он. – Ни на какой диете не сидела. Вероятно, все дело в ответственном отношении к работе. Я не имею права поправиться, выйти на улицу без макияжа. Люди мне до сих пор говорят: «Здравствуйте!»
«Это выдающаяся русская актриса, – отметил Народный артист России Николай Мартон. – Еще Татьяна Львовна добрейший человек. Ее очень любят зрители, а это главное. И не только поколения 1950-1980-х годов, но и молодежь. Я всегда бываю на всех ее премьерах и вижу, как молодые люди воспринимают ее игру, внешний вид, душевность и сердечность».
«Татьяна Пилецкая – это удивительное явление! – заявил Народный артист России, председатель петербургского отделения Союза театральных деятелей России Сергей Паршин. – Великая женщина и замечательная актриса. Когда видишь ее, всегда красивую, на каблуках, а до недавнего времени на шпильках, не понимаешь: как такое может быть? Все актрисы должны брать с нее пример. Я очень уважаю и люблю эту женщину».
«95 – это предмет гордости! – подчеркнул народный артист России Николай Буров. – Удивительно, когда человек в таком возрасте может выйти на сцену и поразить молодостью, красотой. Я был летом на премьере спектакля «Рок-н-ролл на закате». Тогда юбилей Татьяны Львовны отметили очень тихо. И я рад, что с открытием сезона театр вернулся к этой теме».
«Театр – как семья, он невозможен без фундамента, который построен на традициях, – рассказал генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом», заслуженный деятель искусств России Сергей Шуб. – И Татьяна Львовна через свое творчество сохраняет и несет эти традиции. Я бы хотел отметить такое ее качество, как жадность, – к жизни, к работе, к общению».
Несмотря на огромный опыт, Татьяна Пилецкая признается, что каждая роль для нее – это экзамен.
В 1999 г. Татьяна Пилецкая была удостоена звания народной артистки РФ. В 2013 г. стала обладательницей высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит», а в 2020 г. получила «Золотую маску».