Валерий Калугин: «Защита прав предпринимателей – дело государственное»
– Валерий Валентинович, до назначения на пост городского бизнес-омбудсмена вы занимали должность заместителя руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга. Где было сложнее работать?
– Когда я работал в органах исполнительной власти, передо мной ставили разные задачи – всегда непростые, но интересные. Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей также требует активных действий и применения нестандартных подходов для разрешения проблем, с которыми сталкиваются предприниматели Санкт-Петербурга. В первую очередь это выстраивание деловых и конструктивных взаимоотношений между городом и бизнесом для экономического развития нашего региона.
Как известно, институту бизнес-омбудсмена в Санкт-Петербурге уже почти 10 лет, и мне хочется придать новый импульс его дальнейшему развитию и совершенствованию. Ведь создавая благоприятные условия предпринимателям, город получает больше рабочих мест, поступлений в бюджет. После этого денежные средства расходуются на культуру, образование, медицину и другие социально важные направления. Главная цель любого бизнесмена – получение прибыли, но и власть Санкт-Петербурга заинтересована, чтобы бизнес становился богаче и успешнее. Тогда налоговые поступления будут увеличиваться, а значит, будет больше возможностей для расширения социальных программ и инфраструктурных проектов.
Главная задача уполномоченного – услышать сигналы от бизнеса, разобраться в текущих проблемах, проанализировать их вместе с экспертами и ИОГВ и предложить решения, которые устранят негативные явления. Это исполнимо в одном случае – когда есть доверие к бизнес-омбудсмену со стороны и делового сообщества, и органов власти.
– Каким видится выстраивание взаимодействия с правительством города?
– Нужен профессиональный и комплексный подход к решению любой проблемы. Допустим, по отдельному направлению поступает серия жалоб – и это мгновенно становится сигналом, что где-то произошла системная ошибка. И наша задача – глубоко вникнуть в ситуацию, найти и проанализировать причину произошедшего сбоя. Чтобы предложить грамотное и взвешенное решение, зачастую необходимо провести серию консультаций с экспертами, изучить нормативную базу, регламенты и прочее.
– Известны темы, о которых уже можно говорить предметно?
– За несколько месяцев мною организованы обсуждения по вопросам увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Многие предприниматели обеспокоены перспективой введения модели налогообложения всей коммерческой недвижимости предприятий на основе кадастровой стоимости. В случае реализации такого плана фискальное давление на бизнес возрастет в два-три, а для многих и в большее количество раз. Это серьезный удар, в первую очередь для промышленных предприятий Петербурга, и все может закончиться крайне плачевно. Они не только не смогут развивать свои производства, но возникнет угроза их полного закрытия. Кому это выгодно?
Мы провели несколько заседаний рабочей группы с участием представителей бизнеса, деловых ассоциаций, депутатов Законодательного собрания, в ходе которых был выработан ряд решений.
Кроме того, на нашей площадке провели несколько круглых столов по «долгоиграющим» проблемам предпринимателей, работающих в НТО, а также по обсуждению предложений в части снижения административной нагрузки на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. По результатам последнего мероприятия мной инициированы предложения о внесении поправок в федеральное законодательство, которые направлены уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову.
– Предприниматели сталкиваются с разными проблемами. Особняком стоят вопросы уголовного преследования. Что вы можете сделать?
– Сразу отмечу, что обращения, относящиеся к сфере нарушений прав в уголовно-правовой сфере, к сожалению, остаются одними из самых многочисленных. Безусловно, в данном направлении каждая история имеет индивидуальную особенность, но и здесь можно выделить основные общие проблемы. Это необоснованное изъятие и длительное удержание имущества организаций как в рамках расследования уголовных дел, так и в процессе доследственных проверок. Кроме того, несмотря на действующие нормы закона, предприниматели и их адвокаты жалуются на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу.
Здесь хочу отдельно поблагодарить прокуратуру Санкт-Петербурга, все мои обращения по данной тематике внимательнейшим образом изучаются, проводятся проверки и выносятся справедливые решения. Однако уже понятно, что полномочия бизнес-омбудсмена по этому направлению хотелось бы расширить.
– Каким образом?
– Мне кажется оправданным законодательно закрепить право региональным бизнес-омбудсменам выступать в суде, защищая предпринимателей, обвиняемых по «экономическим» статьям УК. Сейчас мы можем передавать нашу позицию только в виде экспертного заключения через адвоката, а судья уже решает, приобщать его к делу или нет. На мой взгляд, если уполномоченные стали бы полноценными участниками судебного процесса, то могли бы эффективнее выполнять свою миссию защиты прав предпринимателей.
– А какой вы видите работу с общественными предпринимательскими объединениями?
– Наш институт всегда открыт для сотрудничества с общественными объединениями бизнес-сообщества. Мы взаимодействуем с более чем 20 организациями, в которые входят представители деловых кругов разных сфер деятельности – от малого бизнеса в сфере потребительского рынка до крупнейших производственных компаний города. Без такого направления работа уполномоченного была бы неполноценной, ведь именно организации предпринимателей объединяют наиболее активных и творчески думающих представителей своего цеха, которые способны подсказать, поделиться знаниями и опытом.
– Значит, средний и крупный бизнес тоже попадает в зону вашей ответственности?
– Безусловно, по закону уполномоченный рассматривает жалобы и обращения всех предпринимателей, в том числе представителей среднего и крупного бизнеса.
По последним данным единого реестра МСП, на 10 августа у нас зарегистрировано 351 590 предпринимателей и из них средних – 1422. Если сравнивать с данными начала года, в городе количество средних компаний и индивидуальных предпринимателей увеличилось всего на 23 единицы.
На мой взгляд, нужно создавать условия, стимулирующие предпринимателей к росту – от самозанятых и ИП до средних и крупных компаний. Например, вносить изменения в систему налогообложения, чтобы облегчать и поощрять появление среднего бизнеса, у которого в перспективе будут все шансы перерасти в крупный. В первую очередь это касается промышленного сектора экономики, так как промышленное развитие – залог процветания и России, и Петербурга. Ведь страна живет, пока работают заводы.