Никита Володин: «Бильярд – не только про мастерство, но и про везение»
На традиционном международном турнире по бильярду «Кубок Кремля», который завершился в Москве 9 сентября, все места на пьедестале в дисциплине «комбинированная пирамида» заняли петербургские спортсмены. Победу праздновал мастер спорта по русскому бильярду, чемпион мира Никита Володин. В копилке наград это не первая медаль: несколько месяцев назад бильярдист стал обладателем главного трофея на Кубке мэра Москвы. В интервью «Петербургскому дневнику» Никита рассказал о причинах подъема интереса к русскому бильярду, роли случайности в спорте, а также почему санкции не повлияли на развитие бильярда.
В спорте всегда есть место случайности
– Никита, на днях вы стали победителем Кубка Кремля. Примите поздравления и позвольте задать вопрос – о чем вы думаете во время финальных матчей, осознавая, что каждый удар может стать решающим?
– Стараюсь не грузить себя информацией по поводу того, что этот удар может как-то повлиять на исход матча и стать последним. При этом я понимаю, что существуют вещи, которые от спортсмена не зависят. В любом спорте есть доля везения или удачи, и проконтролировать все просто невозможно. Надо играть смело, уверенно и не думать о результате. В футбольном или волейбольном матче все примерно точно так же. Иногда даже фавориты находятся в роли наблюдателя. На днях играли матчевую встречу с чемпионом мира этого года Денисом Колосовым, и в последней партии я вообще не вышел к столу. Он забил с разбоя и сложил с кия восемь шаров. В нашем спорте можно не ошибаться, но все равно проиграть, и это нормально. Спорт интересен своей непредсказуемостью.
– Поделитесь впечатлениями от турнира?
– Турнир классный, организация очень хорошая. Во Дворце бильярдного спорта я выиграл два турнира подряд – «Кубок мэра Москвы» в мае этого года и «Кубок Кремля». В этом году участвовало около 300 человек – очень хорошие цифры для русского бильярда. Основными соперниками российской сборной стали спортсмены из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Армении.
– Все три места на Кубке Кремля заняли представители петербургской команды? Как можно объяснить такой успех?
– Это чудо. «Кубок Кремля» – первый международный турнир, на пьедестале которого стояло три спортсмена одной федерации и из одного города. Более того, мы все хорошие товарищи, давно дружим и много общаемся, вместе готовимся к турнирам.
Сложно понять, как мы не встретились на более ранних стадиях и все трое прошли в четверку сильнейших. Кроме как удачей я это не назову. Ну и конечно, нужна хорошая подготовка. Видимо, на данный момент мы являемся реальной силой.
Успехом обязан отцу и тренеру
– Никита, расскажите, что вас привело в бильярдный спорт?
– Ключевую роль в моей спортивной карьере сыграл отец. Он работал в бильярдном клубе, любил бильярд, всегда чувствовал себя на своем месте, и это отношение передалось мне. Ребенком приходил к нему на работу и играл в бильярд. Параллельно пробовал себя в других видах спорта. Я занимался в детско-юношеской спортивной школе по футболу в Кингисеппе, где родился и вырос. Но с годами меня все больше привлекали шары. Так начались наши с отцом поездки на различные турниры: сначала регионального масштаба, затем всероссийского.
– В Кингисеппе выросли знаменитые футболисты Александр и Михаил Кержаков и Алексей Ионов – почему Вы не остановились все-таки на футболе?
– В футболе у меня неплохо получалось, и я даже играл в школе «Смена». В какой-то момент бильярд стал для меня более доступным. Я вырос в небогатой семье, и возможностей продолжить обучение не было. Понимаю, что это странно звучит, потому что обычно футбол считается более демократичным видом спорта. Но у меня не совсем типичная ситуация. Благодаря отцу, который работал в бильярдной, у меня имелась возможность навещать его и вращаться в бильярдных кругах.
– Интересное дополнение, потому что считается, что бильярд – элитный вид спорта, а футбол – более массовый.
– Весь вопрос в доступности инвентаря. В футболе взял мяч и пинаешь его в любых условиях. В бильярде нужно иметь кий, шары, столы, помещение, хороший свет, оборудование.
– Занимаетесь ли вы еще каким-либо видом спорта, кроме бильярда? Требуется ли бильярдистам дополнительная физическая нагрузка?
– Я ничем не занимаюсь, кроме бильярда. Люблю, правда, поплавать для поддержания здоровья. Одно время я набирал мышечную массу в зале. Но потом сознательно принял решение не перегружаться. Бильярд – сложнокоординационный вид спорта, где важна мышечная память, поэтому мышцы рук, ног и спины должны находиться примерно в одинаковом состоянии.
– А у вас есть тренер, который отвечает за все и может сказать, Никита, бросай железо?
– Да, безусловно, его зовут Евгений Акишин. Он привлек меня своей идейностью и профессионализмом. В 2021 году мы поставили цель выиграть чемпионат мира и за два года выиграли практически все крупные турниры. До встречи с ним серьезной методической базы у меня не было, а методика в наше время важная вещь, результат появляется гораздо быстрее.
Признаюсь, что мой рост в бильярде был долгим. Сейчас мне двадцать девять лет, а начал играть в десять. Мне потребовалось целых девятнадцать лет, чтобы выиграть чемпионат мира. Хотя понимаю, что для человека из небольшого городка моя история может считаться прорывом.
Турниры в маленьких городах популяризируют спорт
– Можно чем-нибудь выделиться в бильярде и нужно ли это с точки зрения имиджа?
– Я выделяюсь на фоне остальных игроков бородой (улыбается). Ну а что? Бородатых бильярдистов у нас нет. Приятно помимо классной игры оставлять после себя хорошую запоминающуюся картинку.
– Какую роль играет в бильярде оборудование?
– Это важный аспект. Из-за кривизны стола, например, шары съезжают с траектории, а на влажной поверхности вообще не катятся или останавливаются быстрее, чем хотелось бы. Но все меняется в лучшую сторону. Мастера придумали столы с подогревом, где поддерживается определенная температура, и в итоге шары катятся одинаково ровно при любых условиях.
– В каких необычных локациях проходили турниры? Важно это для популяризации спорта?
– Турниры по русскому бильярду почему-то все время проводятся в каких-то необычных локациях. В обычных не играем. Даже скучаю иногда по местным турнирам в Питере. Любой переезд это удар по самочувствию, потому что смена часового пояса требует физической подготовки. Вот скоро полечу во Владивосток, там семь часов разницы. А в бильярде режим дня – одна из важнейших составляющих результата.
В целом турниры проходят как в маленьких городах, так и в больших: Югорске, Ханты-Мансийске, Сургуте. Но это круто, потому что популяризирует спорт. Фантастические эмоции выдают киргизы на своих турнирах. Иногда даже не совсем корректно поддерживают свои игроков, но на это можно закрыть глаза ввиду их менталитета. В Сургуте к нам дети подходили, видно, как их воодушевляет общение с чемпионами. Проводить турниры в маленьких городах очень важно, потому что однажды это побудит молодежь сделать выбор в пользу русского бильярда.
– В большом теннисе, при всем его благородстве, теннисисты позволяют иногда нецензурную брань и даже ломают ракетки. В бильярде такое случается? И как реагируют судьи?
– Конечно, такое бывает, иногда даже слышно, как спортсмены не совсем корректно выражают свои эмоции. Кии тоже ломались от удара по столу. В Сети можно найти много записей, когда кий разлетается в щепки. Выглядит прикольно, но дорого. Пока что штрафов за подобное поведение у нас нет, но считаю, что их надо ввести. Это поднимет дисциплину на хороший уровень.
Санкции не повлияли на развитие бильярда
– Сейчас в условиях санкций наши спортсмены отстранены от международных соревнований. Но русскому бильярду повезло: ограничения практически никак не повлияли на развитие спорта. Расскажите подробнее об этом.
– В русском бильярде мы предоставлены сами себе, потому что Международный комитет по пирамиде базируется в России и проводит все турниры, включая чемпионаты мира. В связи с санкциями мы просто лишились дополнительных игроков, которые приезжали к нам из Америки и Европы. Но они всегда были больше для массовки, поскольку конкуренции нам не составляли. Чаще всего это как раз были русскоговорящие спортсмены или россияне, живущие в других странах, но выступающие под иностранными флагами.
– Кого сейчас вы бы назвали главными соперниками?
– Мои соперники – это топ-16 спортсменов в русском бильярде. Они могут в любой момент обыграть меня, если я неправильно подготовлюсь к турниру. На момент нашего интервью я лидирую в рейтинге, но это ничего не значит. С каждым из шестнадцати спортсменов мне приходится конкурировать на турнирах.
– Какое достижение считаете главным в карьере?
– С одной стороны, я давно ставил цель выиграть чемпионат мира и достиг ее. С другой, в этом году с разницей в несколько месяцев стал победителем Кубка мэра Москвы и «Кубка Кремля» – результат, которым тоже очень горжусь. Сейчас в русском бильярде невероятно высокий уровень конкуренции, и стать чемпионом это не только про мастерство и талант, но и про везение.
Блиц для Никиты Володина:
– Больше всего ценю в спорте…
– Характер.
– Если я бы я не был профессиональным спортсменом…
– Я был бы никем.
– Мой отец всегда учил меня…
– Играть в бильярд.
– Самое любимое занятие в выходные дни…
– Лежать дома.
– Лучший мой подарок…
– Реализация в профессии.
– Мне кажется, что бильярд через десять лет…
– Бильярд через десять лет выйдет на невероятно высокий уровень. Сейчас мы находимся в неплохой позиции: турниры становятся более массовыми и их транслируют на федеральных каналах. Русский бильярд – это национальная игра и интересный плацдарм, чтобы двигаться к новым вершинам.