Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Обезопасить ребенка – дело взрослого: как в Петербурге спасают травмированных детей

Случаев детского травматизма в Петербурге и соседних регионах стало больше
Фото: Валерий Матыцин/ ITAR-TASS

По инициативе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета в вузе собрались медики, представители общественных организаций и правоохранительных органов, чтобы вместе обсудить причины возросшего детского травматизма.

По словам ректора Педиатрического университета Дмитрия Иванова, для разных возрастов характерны свои травмы. Например, для младенцев – раны, полученные в результате падения с высоты, дорожных аварий.

Для детей до 4 лет – травмы от внешних причин, причем их характер зависит от времени года. Летом – это утопления и домашний травматизм, падения из окон, круглогодично – попадание верхних или нижних конечностей в различные механизмы.

«И третья группа – подростки. Здесь приходится говорить о суицидах», – отметил Дмитрий Иванов.

НА СПЕЦТРАНСПОРТЕ

Главный врач клиники Педиатрического университета Виталий Резник сообщил, что маленьких пациентов с травмами доставляют на сантранспорте, самолетами и вертолетами, приносят на руках.

«С января 2023 года и по настоящий момент в клинику поступили 2184 ребенка с травмами. Из Петербурга – 1569 и 615 – иногородние, в первую очередь из Ленинградской области. Трое детей были с утоплением, к сожалению, одного не удалось спасти, он умер через несколько дней в реанимации. Наибольшая доля травм – бытовые, их более 730 – ампутирование пальцев, переломы верхних и нижних конечностей, 606 детей получили раны на улице. Высока доля спортивного травматизма. За эти месяцы к нам поступили 110 юных спортсменов. 65 детей пострадали в школе и 9 детей доставлены к нам после дорожно-транспортных происшествий», – рассказал Виталий Резник.

ОБРАЩЕНИЯ В ПОЛИЦИЮ

Заведующая приемным отделением университетской клиники Ксана Штернлихт отметила, что врачи приемного покоя первыми встречают всех пациентов. И, к сожалению, их работа не ограничивается только оказанием медицинской помощи.

«За это время мы отправили более 200 телефонограмм в полицию. Это касается тех случаев, когда дети получили травмы в общественных местах по недосмотру взрослых, из-за необустроенной и опасной окружающей среды. Только за август и по середину сентября – 55 телефонограмм. Необходимо устранять негативные факторы, способствующие детскому травматизму. Ребенок не может сам себя обезопасить, это – дело взрослых», – подчеркнула Ксана Штернлихт.

ЮВЕЛИРНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Заведующий единственным на Северо-Западе микрохирургическим отделением Педиатрического университета Юрий Махин сообщил, что за год в отделение поступают около 300 детей с различными травмами, требующими ювелирных микрохирургических операций.

«Как правило, это травмы конечностей, кисти различной локализации, – объяснил микрохирург. – Нередко случается ампутационная травма конечности. За год около 15-20 ребят поступают к нам с такими повреждениями».

Доктор также подчеркнул, что в отделении оказывается круглосуточная помощь детям с травмами магистральных сосудов, с ранениями крупных нервов – во всех случаях, когда для спасения требуются микрохирургические техники и профессионализм уникальных специалистов.

СЛОЖНЫЙ СЛУЧАЙ

«Это совокупность приемов, специального оборудования для восстановления структур очень малого размера. Тонкие кровеносные сосуды, микроразмеры нервов. Возможности микрохирургии известны давно, с 50-х годов прошлого века. Но возможность восстанавливать и сшивать сосуды диаметром полмиллиметра появилась относительно недавно», – сообщил Юрий Махин.

Он также рассказал о последнем трагическом случае, произошедшем в Псковской области. Трехлетний мальчик получил тяжелейшую травму вечером 3 сентября. Его доставили в детскую областную больницу региона. Чтобы извлечь руку ребенка из механизма, понадобилась помощь сотрудников МЧС. Оценив характер повреждений, псковские хирурги незамедлительно обратились к коллегам из Северной столицы.

Ребенка доставили в клинику вуза в 4:15 утра – сразу в операционную, минуя приемный покой. Малыша осмотрел дежурный микрохирург Антон Волков. На руке у ребенка были раздроблены кости, сухожилия, сосуды, нервы. Фактически имела место ампутация – кисть держалась на нескольких связках. Задачей врачей было сохранить жизнеспособные ткани, восстановить анатомию конечности и кровообращение.

В течение 6 часов микрохирурги и их коллеги смежных специальностей спасали руку малыша. Выполнили металлоостеосинтез – соединили осколки костей с помощью металлических приспособлений, затем начали восстанавливать кровоснабжение кисти. Ребенку потребовалась аутовенозная пластика: размозженный участок локтевой артерии хирурги заместили фрагментом подкожной вены пациента.

99 ДНЕЙ В БОЛЬНИЦЕ

И это, к сожалению, не единичный случай. Не так давно 12-летний мальчик дома играл с братом и разбил стекло межкомнатной двери.

«Очень тяжелая травма подколенной области с очень большой кровопотерей, он был практически в коме. В другой больнице ему спасли жизнь переливанием крови, затем доставили к нам. В ходе 12-часовой операции была выполнена пластика подколенной артерии, вены. Но такая травма привела к развитию некроза. Ребенок провел в нашей клинике 99 дней, были сделаны четыре операции с пластикой сосудов. Конечность удалось сохранить, но его ждет очень длительная реабилитация», – отметил Юрий Махин.