Как война пыталась догнать маленьких ленинградцев
И поэтому тем ценнее и актуальнее открывшаяся сегодня в Музее обороны и блокады Ленинграда интерактивная выставка «Путь в Санаин. История одного детдома». Да, она повествует об испытаниях и скитаниях, выпавших на долю питомцев только одного детского учреждения. Но в этом рассказе, как в капле воды, можно увидеть отражение судеб многих маленьких ленинградцев.
Фронтовые дороги
Ведь даже детдомом этот «островок спасения» стал далеко не сразу: до войны это был обычный детский садик, хорошо известный многим жителям Лесного проспекта. Но буквально через несколько дней после окончания мирной жизни его номер – 49 – стал фигурировать совсем в иных документах.
«Уже 27 июня в городе заработала эвакуационная комиссия, а 29-го начали уходить из Ленинграда первые эшелоны с детьми, – подчеркивает куратор выставки, сотрудник научно-просветительского отдела Денис Мастридеев. – Вывезли и детсад №49. Его воспитанники и сотрудники оказались в окрестностях города Боровичи».
Сегодня – это Новгородская область, в 40-х же годах – отдаленный регион Ленинградской. И никто из членов эвакуационной комиссии не предполагал, что детей отправили практически навстречу немецким войскам. Уже в августе 1941 года детсад буквально под артиллерийским огнем и бомбежками в срочном порядке был вывезен обратно в Ленинград. И что самое важное – без потерь.
Потери начались в первую и самую страшную блокадную зиму. Многие из детей остались сиротами, и детсад стал их единственным прибежищем. Таковым он стал и для других маленьких ленинградцев из окрестных кварталов, потерявших свои семьи. В марте 1942 года детсад был преобразован в детский дом №51. Тогда же руководством города было принято решение об его эвакуации (что касалось и большинства других детских учреждений Ленинграда).
«На этот раз детей вывозили в Краснодарский край, – делится Денис Мастридеев. – Причем эвакуация проходила буквально в последние дни работы Дороги жизни. Разумеется, тоже под обстрелами и бомбежками: из 107 деток ранения на трассе получили двое, один из которых потом, скорее всего, скончался».
Но и на новом месте ленинградцы недолго наслаждались покоем: летом 1942 года началось немецкое наступление на юге, и Краснодарский край стал ареной кровопролитных сражений. Вновь эвакуация под огнем – теперь уже в Новороссийск. Но война идет за детьми по пятам: снова скитания, снова фронтовые дороги. В результате долгих мытарств детдом оказывается в Армении, в горной деревушке Санаин.
И только там дети и воспитатели, наконец, оказываются в безопасности. Домой они вернутся только в 1946 году. Причем в Ленинград приедут лишь около 30 детей: остальные либо нашли свои новые семьи в Армении, либо их отыскали и забрали родители, которые тоже были эвакуированы из осажденного города.
Рояль в горах
При этом необходимо отметить, что настоящим ангелом-хранителем детдома №51 была его директор – Ханна Гершенок. В тяжелейших и быстро меняющихся условиях полыхающей войны ей пришлось проявить не только выдающиеся организационные способности. К примеру, во время пребывания учреждения в Краснодарском крае она, на основе полученного в Ленинграде боевого опыта, одной из первых поняла, что фронт очень скоро докатится до этих мест. И отправилась в местное РОНО с просьбой начать подготовку к эвакуации детдома.
В тех обстоятельствах для такого поступка нужна была неслыханная смелость, ведь за подобную личную инициативу можно было получить обвинение в паникерстве и трусости, что по тем временам могло легко стать приговором. Тем более что в 30-е годы Ханна Гершенок уже подвергалась репрессиям, а ее двое братьев были расстреляны. «И ее действительно очень строго одернули, – рассказывает Денис Мастридеев. – Но, несмотря на угрозы и полученный отказ, она на свой страх и риск приказала воспитателям тайно готовить детей к отъезду. В итоге лишь только благодаря этому детдому удалось выехать из практически охваченной огнем станицы».
Но и даже оказавшись в глубоком тылу, Ханна Гершенок не ведала спокойной жизни. К примеру, для того чтобы ее воспитанники могли заниматься музыкой, она достала…концертный рояль. А ведь горная деревушка Санаин, где разместился детдом, не просто располагалась на высоте более 1000 метров над уровнем моря, но еще и не имела нормального транспортного сообщение с окружающим миром – туда вела лишь извилистая тропа. Подъем рояля занял три дня! Но зато этот инструмент стал настоящим посредником в общении между детдомовцами и жителями Санаина, из которых никто не говорил на русском языке.
Простой пример: всего через пару-тройку месяцев в детдоме был устроен концерт, на котором маленькие ленинградцы и местные детки исполнили хором песню «Красная армия всех сильней». Причем на армянском языке.
Мостик в прошлое
Именно воспоминания директора детдома и легли в основу открытой выставки. Примечательна и судьба этих записей. Они были сделаны Ханной Гершенок после возвращения в родной город специально по просьбе руководства открытого в 1944 году Музея обороны Ленинграда и переданы в его фонды.
И опять произошла невероятная вещь. После разгрома музея в 1949 году эти бумаги не уничтожили, как некоторые другие документы из его фондов, а вернули автору. Она сохранила записи. А буквально три года назад внучка Ханны Гершенок – Лариса Красильникова – принесла их в возрожденный Музей обороны и блокады Ленинграда. История сделала круг.
«Причем, когда мы общались с внучкой Ханны Гершенок, было видно, что она опасалась повторения событий более чем 70-летгней давности, – признается Денис Мастридеев. – Но теперь воспоминания ее бабушки в полной безопасности».
Кроме них, в экспозиции представлены документы и воспоминания воспитателей детдома №51, жителей деревни Санаин, которые помнят эвакуированных ленинградцев (для сбора этой информации сотрудники музея совместно с Союзом журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области предприняли экспедицию в те края).
Крайне примечательно и необычно оформление выставки. Посетители окажутся в блокадном детском саду, на льду Ладожского озера, в вагоне поезда и на пароходе, увозящем детей из оккупированного Краснодарского края, побывают в современном Санаине и даже услышат голоса очевидцев тех событий.
«Главная цель нашего проекта – показать на примере одного ленинградского детского дома все сложности, связанные с эвакуацией из города в 1941-1943 годах, – отмечает Денис Мастридеев. – А еще мы хотели бы воочию показать, что война – непередаваемый ужас. И в первую очередь для мирного населения».