«Привезли умирать, а ухожу своими ногами»: как в центре лечения тяжелого сепсиса спасают пациентов
Хирурги, анестезиологи-реаниматологи, нейрохирурги, травматологи, ЛОР-специалисты, челюстно-лицевые хирурги, эпидемиологи и микробиологи сообща вырабатывают подходы к лечению одного из самых опасных заболеваний в мире.
Сепсис в XXI веке становится одним из наиболее проблемных осложнений практически во всех областях медицины. Сегодня летальность при сепсисе в РФ достигает 45-60 процентов, и только в Санкт-Петербурге ее удается снизить до 27-30 процентов. Наш город является единственным субъектом Российской Федерации, в котором на базе НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе с 2007 года функционирует специализированный Городской центр по лечению тяжелого сепсиса. В составе центра впервые в нашей стране организована круглосуточная дежурная консультативная городская служба. Помимо НИИ скорой помощи, больных с этим жизнеугрожающим состоянием спасают также в Городской больнице Св. Георгия и в Городской больнице № 14.
«Врачи верили в чудо, и мы тоже поверили»
Сергея доставили в центр по лечению тяжелого сепсиса 3 мая 2023 года из Сыктывкара. После банальной операции в родном городе – удаления желчного пузыря у него развился сепсис. Местные врачи после многочисленных попыток вылечить 62-летнего пациента развели руками. От Нефедова отказались еще пять российских НИИ, и только в петербургском НИИ им. Джанелидзе врачи рискнули взять практически безнадежного пациента.
«Какое состояние было? Я не помню, я уходящий уже был, без сознания, глаза в потолок. Это супруга все видела и помнит. У меня отказывали уже практически все органы. Здесь за неделю провели 4 операции, и до сих пор меня выхаживают. Хожу без стомы, кишечник работает. Это просто чудо. Знаете, я всегда надеялся на сказку, и эта сказка случилась со мной. Здесь мне не дали умереть. Кудесники. Золотые руки у людей. Просто до слез», – говорит он.
За руку его держит преданная супруга Елена. Она – медработник, фельдшер. Поэтому она знает, что такое сепсис. И сейчас честно признается, что не хотела верить в его диагноз, решила бороться до конца.
«Привезли его сюда очень тяжелым. То, что сделали здесь врачи, медсестры, санитарочки, все, кто его выхаживал, – это чудо. Я, если честно, верила в победу только на 20 процентов. Но доктора верили в чудо, и я вместе с ними верила. Здесь людей вытаскивают с того света», – смахивая слезы, отмечает Елена Рудольфовна.
Сейчас Сергей лежит в отделении хирургических инфекций, где медики шаг за шагом восстанавливают возможность самостоятельно питаться, двигаться, управлять своим организмом, который 5 месяцев назад вдруг отказался жить. Заведующий отделением Ильдар Батыршин говорит, что через пару недель пациента будут готовить к выписке, и через некоторое время, скорее всего, его ЖКТ сможет работать самостоятельно без стомы и лечебного питания. Он и его коллеги (причем хирург особое внимание обращает на медицинских сестер, которые обеспечивают должный уход за очень сложными больными) ежедневно совершают медицинский подвиг, возвращая к жизни людей, у которых еще несколько десятилетий назад шансов практически не было.
Это не просто «заражение крови»
Галина Пичугина заведует реанимацией Городского центра по лечению тяжелого сепсиса. Через семь реанимационных коек за год проходят до 500 пациентов, которых любой врач назовет самыми тяжелыми из всех реанимационных больных.
«Сепсис – это очень тяжелое заболевание, жизнеугрожающее крайне опасное состояние. Это не просто заражение крови, как думают многие, а гораздо более серьезная проблема. Сепсис – это неадекватный ответ организма человека на попавший в него патогенный микроорганизм. Если обычный организм может справиться с патогеном за минуты или часы, и человек поправится, то в нашем случае организм начинает действовать не на удаление микроорганизма, а на уничтожение себя. Причины достоверно не известны. Любая патология может привести к попаданию в септическую реанимацию», – рассказывает Галина Пичугина.
И это не обязательно что-то тяжелое – инфекция во время операции или ржавый гвоздь. Сюда попадали пациенты после обычного удаления зуба. Недавно мужчина случайно проколол бедро шампуром, и уже на вторые сутки его привезли сюда в состоянии септического шока. Но сейчас с сепсисом удается справляться все лучше и лучше. Врачи объясняют это слаженной командной работой и применением адекватной и дорогостоящей интенсивной антибактериальной терапии и хирургического лечения.
«Одно из основных достижений нашего здравоохранения»
Руководитель Городского центра по лечению тяжелого сепсиса доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Сергей Шляпников по праву гордится тем, что такой центр родился именно в нашем городе.
«Я могу назвать создание и финансирование нашего центра одним из самых больших достижений медицины Петербурга. За прошлый год через центр прошли 7385 пациентов с сепсисом. Такого нет ни в одном субъекте РФ. Только за прошлый год мы получили 1,5 млрд по системе ОМС на лечение больных. Надо понимать, что курс только одного современного антибиотика может стоить миллион рублей, то есть один флакон лекарства в день – это 100 тысяч рублей», – говорит он.
Тем не менее врачам, собравшимся на Х Септический форум, есть над чем работать.
«Нам нужны единые общероссийские рекомендации по раннему выявлению и лечению сепсиса, и сейчас мы как раз обсуждаем. Очень разное и часто неадекватное финансирование лечения тяжелого сепсиса в разных регионах. Кроме того, в рамках форума будет работать секция военно-полевой хирургии. Мы вместе с коллегами рассмотрим все аспекты, которые касаются непосредственно лечения этих пациентов», – отмечает профессор.
Сергей Шляпников уточняет, что больных тяжелым сепсисом становится действительно больше, и объясняет это не только лучшей диагностикой и ранним выявлением, но и отголосками пандемии, внесшей свой очень нехороший вклад в состояние здоровья наших сограждан, а также антибиотикорезистентностью.
«Группа риска по сепсису – пожилые, люди с хроническими заболеваниями, дети, люди с иммунодефицитами, те, кто получает большие дозы гормональной терапии. А вот тех, кто принимает антибиотики самостоятельно без назначения врача, надо по рукам бить. Известно, что мы применяем антибиотики в 3-4 раза больше, чем требуется. Пугать медиков и ругать за «занос инфекции», как это было раньше, недопустимо. Во всем мире уже доказано, что причина заболевания сепсисом в 99 процентов случаев – это восприимчивый организм», – отметил профессор Шляпников.