«Петербургский дневник»: как все начиналось
Сегодня главная общественно-политическая газета Петербурга выходит тиражом в 150 тысяч экземпляров. 20 лет назад все было скромнее: тираж достигал 50 тысяч выпусков, а первые номера фактически создавал один человек. Какой путь прошло издание за два десятка лет – в воспоминания его главных редакторов.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОСТИК
«Петербургский дневник» начинался с тиража в пятьдесят тысяч экземпляров еженедельно, вспоминает бывший главный редактор издания Александр Никандров.
Первому главреду предстояло все начинать с нуля, а на работу над пилотным номером у него было без малого две недели. Именно при Александре Никандрове появится и логотип издания: «Петербургский дневник» на синей полосе и рядом красный герб города: так коллектив газеты решил задачу узнаваемости названия.
«Когда меня пригласили работать, от газеты было только название – «Петербургский дневник». Издатели сказали: «Мы вас берём, но с условием, что в ближайшие две недели вы выпустите газету. Возьметесь?» До «Петербургского дневника» я был главным редактором городской студенческой газеты Gaudeamus, впрочем, с приличным тиражом – пятьдесят тысяч экземпляров еженедельно, – рассказывает Александр Никандров. – Опыт был, и первый номер «Петербургского дневника» я сделал фактически один: и тексты написал, и фотографии там все мои. Совместно с дизайнером придумали верстку. Я ставил себе целью проложить информационный мостик между исполнительной властью Санкт-Петербурга и жителями города и сделать это неформально, лицом к людям, живым языком. Мне кажется, это получилось, потому что отклик был: знаю это из писем и звонков в редакцию».
Губернатором Петербурга в этот период стала Валентина Матвиенко, и, по словам Александра Никандрова, именно она ввела устойчивый тренд на то, чтобы «смотреть проблемам в лицо». А главная городская газета должна была в этом помогать.
«Есть недоработка, проблема, сложность – об этом нужно говорить, даже если она затрагивает администрацию города. Мне даже иногда говорили в Смольном: «Александр, почему правительственная газета задает самые острые вопросы?» Но в целом такая позиция газеты находила понимание», – отмечает он.
Газета выходила раз в неделю, появились первые постоянные рубрики.
«Мне кажется, достаточно интересным был формат живых блиц-опросов на улице на тему номера. Говорили самые разные люди… До сих пор помню: капитан ДПС Сметанов – по-живому, по-человечески что-то рассказывал. Интересной была рубрика интервью творческих людей города: музыкальных групп, поэтов, художественных руководителей питерских театров: Семена Спивака, покойного Владислава Пази, Татьяны Казаковой. Выходило интервью и с историком и «генералом наполеоновской эпохи» Олегом Соколовым, которому предстояло превратиться из героя в свою полную противоположность…»
НОВЫЙ ВЫЗОВ
Шеф-редактор газеты «Вечерний Санкт-Петербург» Артемий Смирнов занимал пост главного редактора «Петербургского дневника» с зимы 2005 года по лето 2006-го. Предложение возглавить газету он получил от руководителем управления информации администрации Петербурга Андрея Кибитова. По словам Артемия Смирнова, это было время больших тиражей – как для местной, так и для федеральной прессы. И конкуренция между ними тоже была большой.
«Был конец 2004 года, Смольный тогда переформатировал информационную политику, и появилась задача привести «Петербургский дневник» к тому, чтобы она была важна и интересна для людей. До этого я был заместителем главного редактора газеты «Дело», потом был главным редактором журнала «Профиль». Но понятно, что их тиражи не сравнятся со 150 тысячами, которыми выходил «ПД». И для команды, и для меня это был новый вызов», – вспоминает Артемий Смирнов.
К лету 2006 года тираж одного номера составлял 200 тысяч экземпляров, газета выходила еженедельно.
«Понятно, что сейчас цифра вытеснила периодику и картинка разительно изменилась. Но тогда действительно можно было увидеть, как на какое-то мероприятие с участием губернатора или бизнеса приходило много журналистов. Я помню, что телефон звонил постоянно, горожане делились своими мыслями и чувствами. Первые полгода было тяжело, потому что пытались обвинить нас в том, что мы искажаем действительность с позиции Смольного. Это было не так, во всех редакциях, с кем я имел честь сотрудничать, всегда говорил: точки зрения должно быть две. Даже если власть предлагает какое-то решение, мы всегда должны спросить у людей. А город тогда был на перепутье: команда Валентины Ивановны пришла осенью 2003 года, 2004 год был бодрым, а с 2005 года пошли первые больше проекты, казавшиеся тогда для Петербурга новыми, дорогими, спорными. Тогда был большой план переустройства городской инфраструктуры в транспортной и жилищной сфере. Транспорт волновал меньше, а преобразование хрущевок, которое сейчас обсуждается, обсуждалось и тогда. Сегодня «Петербургский дневник» совсем другой: теперь это не просто газета, а экосистема. Тогда у нас не было таких возможностей. Самое главное, что печатная версия сохраняется – я как «печатник» за это рад».
ИЗ СОЛНЕЧНОЙ ГРЕЦИИ – В ТУМАННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
Следующим главным редактором «Петербургского дневника» стал Владимир Малышев. И это предложение он получил лично от Валентины Матвиенко.
«Мы познакомились в Греции, где она была послом. Как-то мне нужно было вернуться в Петербург. И она предложила мне стать главным редактором «Петербургского дневника». 20 лет назад «Петербургский дневник», конечно, начинал довольно скромно. Вы знаете, сначала газета находилась в помещении «Петроцентра», когда он был на Петроградской стороне. У меня, главного редактора, был маленький кабинетик», – вспоминает он.
В Греции Владимир Малышев издавал несколько газет для большого количества диаспор – миллионных читателей и знал, что может заинтересовать петербургского читателя.
«Мы старались сделать упор на материалах о Петербурге, на занимательных рассказах о его истории и его замечательных людях. Были введены такие рубрики, как «Петербургские тайны», «Я этим городом храним…». Говорили и о проблемах, например, о том, что творилось на Сенной площади: там стояли перекупщики золота, шла открытая спекуляция. Мы поднимали эту тему! И такие темы надо подавать не в духе конфронтации, а для решения проблемы», – отмечает Владимир Малышев.
«В то время шла грандиозная стройка Западного скоростного диаметра, – вспоминает генеральный директор Российской национальной библиотеки, а тогда – генеральный директор «Петроцентра» Владимир Гронский. – Конечно же, она провоцировала действия в городе: надо было сносить какие-то гаражи, кто-то боялся, что будет шумно… Мы успокаивали горожан, объясняли, что это необходимо. Полагаю, нам удалось снизить негатив, ЗСД построен и мы не представляем себе жизнь без этого. Мне кажется, самое важное, что делали журналисты «Петербургского дневника», – это рассказы о нашем городе, о зданиях, кварталах, о людях, которые здесь жили».
В ЕЖЕДНЕВНЫЙ РЕЖИМ
В 2012 году газету возглавил Алексей Дементьев – сегодня генеральный директор «Агентства Бизнес Новостей» и руководитель интернет-дирекции телеканала «Санкт-Петербург». Газета стала выходить в ежедневном режиме с новым дизайном.
«Поступило предложение мне, команде журналистов, редакторов, фотографов заняться этим изданием. Понимаете, если издание существует за счет городского бюджета, значит, оно должно работать для всех горожан, а не для кого-то одного. Такая задача и была поставлена: перевести «Петербургский дневник» с еженедельного на ежедневный режим. Я могу сказать, что при поддержке Комитета по печати и очень многих сотрудников тех лет, которые сейчас продолжают работать в исполнительной власти, удалось развить газету и сделать ее ежедневной. Ну а что касается трудностей: помню, первая редакция «Петербургского дневника» находилась в офисе на Гороховой улице. В доме стоял большой трансформатор, и мобильная связь там не работала... Когда переехали на Малую Морскую улицу, там однажды пробило водоснабжение и весь отдел верстки залило водой».
«Мы столкнулись с тем, что нужно было делать качественную систему распространения газеты, – вспоминает генеральный директор «Петроцентра» Андрей Шамрай. – Я часто ездил по станциям метро и наблюдал, как газета распространяется. Люди 30-35 лет всегда брали нашу газету. В этот период мы старались писать о районных проблемах, достаточно оперативно следили за тем, что происходит в городе».
При Алексее Дементьеве новое развитие получил и сайт издания.
«К августу 2012 года, когда мы пришли, сайт в основном существовал как архив PDF-версий, никаких новостей там не было. За полгода мы превратили его в полноценный новостной ресурс и где-то через год попали в десятку петербургских СМИ по популярности по счетчику LiveInternet. А что касается резонансных публикаций: однажды у нас вышел материал, который, к слову, появился в газете «Коммерсант». На заседание жюри конкурса «Золотое перо» один из представителей СМИ обвинил и нас, и «Коммерсант» в некой продажности. Очень смешно это было… Сюжет рассказывал о закрытии одного из городских ГУПов, речь касалась так называемых штрафстоянок, куда эвакуируют автомобили. Мы обнаружили, что компания, которая занимается этими спецстоянками, связана родственными связями с чиновником, занимавшимся этим же закрытым ГУПом. Материал получился достаточно интересным, и, знаете, никто из Смольного не звонил и не пытался его снять».
По словам Алексея Дементьева, горожан что тогда, что и сейчас волнуют вопросы благоустройства. «То, что бросается в глаза по сравнению с 2012 годом, – это наведение порядка в сфере дорожных баннеров. Тогда в городе их было довольно много, баннеры появлялись на фасадах, было много незаконной рекламы. Сейчас в сфере наружной рекламы наведен жесткий порядок».
ОПЕРАТОР КРУПНЕЙШИХ СОБЫТИЙ
Один из проектов и брендов, по которым горожане и гости Северной столицы узнают «Петербургский дневник» – это шоу «Поющие мосты». Впервые шоу состоялось 23 июля 2016 года – именно с этого момента Дворцовый мост стали разводить под классическую музыку.
«Мне позвонил председатель Комитета по печати Сергей Серезлеев и сказал: есть идея «озвучивать» мосты. Давай это будет ваш проект! С тех пор в голове все завертелось, – вспоминает генеральный директор «Петроцентра» (2016-2020) Людмила Яковлева. – В итоге мы выстроили три звуковые башни по восемь метров. Громкость и качество звука зависели от влажности воздуха, направления ветра… и это было технически сложно: каждый раз нужно было синхронно включить звук на обеих сторонах моста. У нас в каждый башне сидели операторы, которые созванивались по мобильному. Мы решили, что звучать будет компиляция из произведений композиторов-классиков, русских, которые жили или творили в Петербурге – Ленинграде. Обязательно в симфоническом звучании и без слов».
Позже «Петроцентр» создал систему распространенного звука, которая теперь работает по всему городу.
«Что «Петербургский дневник» дал городу? Идею и реализацию этой системы филармонического уровня звучания с очень высокой степенью разборчивости. На наших «Поющих мостах» люди и танцевали, и всячески радовались музыке. Есть треки классических композиторов – Чайковский, Свиридов, а были и есть специальные тематические компиляции, посвященные городским мероприятиям – Дню ВМФ, чемпионату мира по футболу. Уже в первый сезон проекта мы связались с семьей Андрея Петрова и сделали неделю Андрея Петрова на «Поющих мостах», и это был настоящий аншлаг», – добавляет Людмила Яковлева.
В 2017 году на пост главы издания пришел Кирилл Смирнов. С тех пор в жизни «Петербургского дневника» произошло многое: и регистрация сайта spbdnevnik.ru как самостоятельного сетевого СМИ, и перезапуск социальных сетей… Но главное, что все эти годы издание предоставляет петербуржцам достоверную информацию, считает председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Владимир Рябовол.
«Поэтому «Петербургский дневник» и выходит самым большим в городе ежедневным тиражом в 150 тысяч экземпляров», – отмечает он.