Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Запретить нельзя оставить: что делать с электросамокатами в Петербурге

В Париже в результате специального референдума запрещены кикшеринги. Стоит ли принять такое же решение в Петербурге? Об этом спорят председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского парламента Алексей Цивилев и представитель одной из кикшеринговых компаний Денис Балакирев
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

«У НАС НЕТ НИКАКИХ МИЛЬ, ТОЛЬКО КИЛОМЕТРЫ»

Начну с того, что мне вообще не нравится формулировка «транспорт последней мили». Мы живем в России, и у нас не мили, а километры. И пешеходы, которые идут от метро домой, тоже имеют право на безопасную и комфортную дорогу.

Пешеход вообще самый незащищенный участник движения. А их обгоняют, подрезают, им приходится перешагивать  через разбросанные как попало самокаты, перетаскивать через них коляски. А если человек незрячий – он просто запнется и упадет. Может быть, самокатам место на проезжей части, а не на тротуаре? А если уж они ставят свои аппараты на тротуаре, то тогда пусть платят за парковку?

Если самокатчикам так нужны велодорожки, пусть для них создается несколько основных направлений с севера на юг и с запада на восток. И все. Сделать дорожку на каждом без исключения проспекте не представляется возможным. Огородить часть тротуара, сделать его велодорожкой мы не можем, потому что пешеходам места не останется. Перестроить улицы в нашем старинном городе мы тоже не имеем права.

Отделить велополосу на проезжей части? На Фонтанке сделали такое – и мне сразу стали жаловаться родители, которые не могут отвести своего ребенка в школу. Школа там же, на набережной, но машину теперь негде припарковать.

Главное же – дорожка, которая обошлась городу в десятки или сотни миллионов рублей, используется только летом. В городе 1 миллион 800 тысяч автомобилистов, и ограничивать их интересы тоже не следует.

Добавлю, что своими личными самокатами и велосипедами пользуются в основном курьеры. По крайней мере в низкий сезон. Они ездят каждый день, круглый год – и уже почти профессионалы. Если честно, то я не видел статистики: много ли от них неприятностей, но уверен, что мало. А вот те, кто катается на самокатах ради развлечения, несут реальную опасность.

Давайте не будем восхвалять бизнесменов, которые, дескать, позаботились о бедных горожанах, не желающих пройти эти 1600 метров пешком. Все равно они руководствовались в первую очередь своими коммерческими интересами. И занимаются этим, видимо, успешно, судя по их финансовым отчетам… С одной стороны, я рад, что прогресс подарил нам новый вид транспорта, с другой – прежде чем его повсеместно внедрять, надо позаботиться об инфраструктуре.

37 000 арендных самокатов доступны на улицах города, с начала года на них совершили 14 миллионов поездок. Такие цифры озвучили в Комитете по транспорту.

Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

«В ПАРИЖЕ ЭТО РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А У НАС ТРАНСПОРТ»

Почему для нас не годится парижский опыт? Потому что в столице Франции самокат – это средство развлечения, и относятся к нему как к развлечению. Колесят на них по паркам, бросают где попало.

В российских городах самокат – полноценный транспорт. Конкретно – тот самый транспорт последней мили, о необходимости которого говорят урбанисты. Мы отслеживаем маршруты, и я могу с полной уверенностью заявить: по вечерам горожане используют самокат только для того, чтобы добраться от некоего транспортного хаба – метро или трамвайной остановки – до жилмассива. Они не петляют, не заезжают в красивые места.

Пользователей, которые бросают самокат где попало, мы штрафуем. Вернее, сначала шлем предупреждение, потом штрафуем на 500 рублей, а если после второго штрафа он не исправился, блокируем аккаунт. Вообще, наш сервис не дает завершать аренду где попало, но бывает, что и в разрешенной точке самокат лежит неаккуратно. Поэтому по городу постоянно курсируют сотрудники сервисных служб, и они эти недостатки устраняют. Система подсказывает, кто был последним арендатором, а также – перемещался ли самокат после завершения аренды. Так что клиент застрахован от действий хулиганов, которые уронили самокат, аккуратно стоявший на парковке.

Главное – что наша и другие конторы работают по соглашению с городом, и мы в начале каждого сезона вносим коррективы. Где-то вообще запрещаем использование самокатов, где-то принудительно снижаем скорость. Количество самокатов тоже оговаривается заранее. Мы – бизнесмены, поэтому не стали бы закупать самокаты большими партиями, если бы они не были нужны людям и зря простаивали бы на своих стоянках. Но они не простаивают! Пользователи готовы платить за каждую минуту катания, потому что в эту плату заложены и страховка, и сервисное обслуживание.

При этом абсолютное большинство несчастных случаев при участии электросамокатов – это столкновения с автомобилями в местах пересечения велосипедных и пешеходных дорожек и проезжей части. По крайней мере это те случаи, о которых известно дорожной полиции. Пешеход реже попадает под самокат, чем самокатчик под автомобиль. И уж конечно, с менее тяжелыми последствиями.

Поэтому выводить самокаты на автомобильные дороги – это не выход. Самое правильное – создавать сеть велодорожек, как это делают в Москве.

Больше 80 процентов поездок на электросамокатах проходят именно по маршруту «метро – дом». Поэтому не стоит удивляться, если вечером вы видите у станции «Улица Дыбенко» или «Девяткино» несколько десятков самокатов. Наши сервисные службы привозят их сюда, чтобы людям в конце рабочего дня было на чем вернуться домой.

В Петербурге за грубые нарушения правил пользования средствами индивидуальной мобильности заблокировано 7500 аккаунтов.

Фото: из личного архива Дениса Балакирева
Закрыть