Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Петербургские педиатры рассказали, как сохранить здоровье школьника

Врачи-специалисты Педиатрического университета рассказали о пуле заболеваний, которым могут быть подвержены дети школьного возраста
Фото: Александр Глуз/ «Петербурсгкий дневник»

Вирусные инфекции и травмы

Главный врач клиники Педиатрического университета Виталий Резник рассказал, что университетская клиника всегда готова к приему юных пациентов. С началом учебного года врачи планируют сосредоточить свои усилия на некоторых типичных «школьных» проблемах со здоровьем.

«Мы круглосуточно оказываем помощь как экстренным, так и плановым пациентам. Клиника практически круглогодично заполнена на 100 процентов, все профили клиники работают в режиме 24/7. С началом учебного года весь персонал готов работать с максимальным напряжением на благо детей. Традиционно с началом учебного года ожидаем подъема вирусных инфекций, обострений и новых проявлений заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). И, к сожалению, никуда не исчезает детский, в том числе школьный, травматизм», – подчеркнул Виталий Резник.

Заведующий кафедрой инфекционных болезней детей, главный детский инфекционист СЗФО Владимир Тимченко напомнил, что именно ученые Педиатрического университета в свое время выстроили стройную систему оказания помощи детям разного возраста как на дому, так и в стационаре, и сегодня медики сохраняют эти традиции.

«Важнейшим этапом сохранения детского здоровья остается наблюдение за детьми в школе. После летних каникул и образования новых детских коллективов ожидается подъем заболеваемости, в первую очередь ОРВИ. Активизируются вирусы, которые передаются воздушно-капельным путем, причем ребенок может заболеть респираторной инфекцией несколько раз. Поэтому я подчеркиваю необходимость неспецифической профилактики ОРВИ. Речь идет о режиме сна, отдыха, питания, получении достаточного количества витаминов и занятиях физкультурой», – отметил главный инфекционист СЗФО.

По-прежнему актуальны вопросы и специфической профилактики, то есть вакцинации. Владимир Тимченко напомнил, что до появления прививок от кори раньше каждый второй заболевший умирал от этого заболевания. Сейчас есть надежный барьер – прививка, от которой ни в коем случае нельзя отказываться. Как и от вакцинации от гриппа.

«С учетом того, что у многих инфекций схожи симптомы, очень важно не пропустить начало заболевания. Если у ребенка малейшее недомогание, ни в коем случае нельзя отправлять его в школу», – напомнил доктор.

Чипсы и «вечноживые» плюшки

Заместитель главного врача клиники Педиатрического университета, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии им. академика А.Ф. Тура, врач-гастроэнтеролог Мария Ревнова напомнила о профилактике – базовой составляющей медицины.

«Школьная пора – это изменение структуры жизни, колоссальная нагрузка, повышенная утомляемость. Надо очень хорошо продумать и осознанно подойти к началу учебного года, учтя не только психологическую нагрузку, но и изменение питания. Нарушение системы питания приводит к заболеваниям ЖКТ, лишнему весу, заболеваниям желчных путей. Для взрослых нарушения режима питания не столь критичны, а для ребенка могут стать первопричиной заболевания», – подчеркивает гастроэнтеролог.

Утреннюю кашу, дневной полноценный обед с супом, полдник и ужин никто не отменял. Но дети заменяют нормальную еду перекусом, например чипсами.

«Есть семьи, у которых получается организовать правильное питание. Но, если честно, вообще разумных родителей не очень много. Самое опасное – это фастфуд, чипсы, газировки и продукты так называемого длительного хранения, например, запаянные в пакеты рулеты, кексы, печенье. Там не только чудовищный набор жиров и красителей, но и консерванты. А потом дети поступают к нам с воспалительными заболеваниями кишечника, ожирением, аллергиями. Не было фастфуда – не было проблемы. Система фастфуда стала проблемой ожирения и других заболеваний ЖКТ. И почти любое бесконтрольное употребление жиров и углеводов начинается с семьи», – подчеркивает врач-гастроэнтеролог.

По словам доктора, сейчас наблюдается катастрофический рост заболеваемости болезнью Крона – это тяжелое аутоиммунное воспалительное заболевание кишечника. Раньше оно считалось редким, а сейчас им болеют 10-11 детей на 100 тысяч. В Америке, кстати, ситуация еще страшнее: там болезнь Крона выявляется у 58-60 детей на 100 тысяч населения.

«Это очень серьезно. За год у нас побывало 700 детей с болезнью Крона и с язвенным колитом. В нашей клинике это заболевание диагностировано даже у 10-месячного ребенка», – констатирует врач.

Какая связь между словом и гастритом

Врачи обращают внимание на огромное влияние психосоматики в развитии различных заболеваний.

«Неосторожное слово мамы, папы, учителя – и ребенок заталкивает эту обиду внутрь, начинаются боли в животе, а если накладывается еще что-то, то возможны и опухоли. Слово, сказанное мимоходом, застревает в голове. Замечание ребенку – «Ты толстый» может отозваться очень нехорошо. Мы всегда спрашиваем у пациентов, как у них дела в школе, дома. И зачастую выясняется, что у любой «боли в животе» есть психосоматические причины. И хуже всего обстоят дела у отличников. Для них уже оценка 4 – это априори боли в животе и далее головные боли и другие проблемы», – отмечают врачи.

Главный детский психиатр Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Северин Гречаный также отмечает значение психосоматики.

«Самое опасное для детской психики – это нахождение в среднем состоянии: не работаю и не отдыхаю. И в результате уставший ребенок, посетивший школу, потом кружок, секцию, весь вечер сидит перед столом за домашним заданием. Его глаза уже далеко, психика в прострации, а он не может убедить маму, что ему лучше сегодня все оставить и отдохнуть», – говорит детский психиатр.

По словам доктора, психосоматика происходит очень рано. Переедание, например, очень драматически переносится, но ребенок не может это выразить словами. Родители приводят к врачу ребенка, который 3 дня ничего не ест, у него нет сил даже пройти лишние метры. А в процессе беседы выясняется, что 4 дня назад он был у бабушки и съел там пять котлет.

Северин Гречаный также обращает внимание на профилактику нарушений школьной адаптации.

«Проблема в том, что у детей могут отсутствовать типичные для возраста проявления усталости, до определенного времени ребенок не может пожаловаться на избыточную нагрузку. Он просто не может просидеть долго, пройти чуть дольше, у него падает успеваемость. Он был отличником, а родители решили добавить для него еще одну секцию. И вдруг все пошло по швам. Что это? Это закономерность детской психики», – говорит Северин Гречаный.

Врачи подчеркивают, что в школе ребенок оказывается в совершенно иной среде. Возникают различные психологические моменты, которые могут приводить к излишней стрессовой нагрузке. Необходимо беречь школьника, ставя в приоритет его здоровье, а не отличные оценки. И обязательно говорить с детьми, личным примером показывая, что все проблемы решаемы.