Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Троечники vs отличники: эксперты объяснили, кто успешнее во взрослой жизни

А также как воспитывать детей сегодня, чтобы потом было спокойно за их будущее
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Существует стереотип, что троечники в школе становятся успешными во взрослой жизни, а бывшим отличникам не под силу добиться серьезного карьерного роста. Между тем многочисленные исследования установили четкую корреляцию между средним баллом в школе и доходом в будущем. Российская комедия «Молодой человек» режиссера Александра Фомина, вышедшая на экран сравнительно недавно, повторяет сложившийся стереотип. Главный герой, отличник в школе, в свои 30 лет вынужден трудиться на нелюбимой работе без всякого шанса продвинуться по карьерной лестнице. А его одноклассник-троечник становится миллионером. Насколько правдоподобен такой сценарий в жизни и как воспитывать детей сегодня, чтобы было спокойно за их будущее, «Петербургский дневник» выяснил у экспертов.

Все дети талантливы

Интересное исследование под названием «Анализ формирования ожиданий абитуриентов относительно результатов ЕГЭ» провели специалисты НИУ ВШЭ среди выпускников 9-11-х классов. Они выяснили, что только 13 процентов девятиклассников, имеющих «тройки», улучшили результаты во время ЕГЭ. Однако оценки не всегда определяли успешность во взрослой жизни, рассуждает директор управления образовательных программ НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Маргарита Бриткевич.

«Учащиеся, изначально настроенные на высокие академические результаты, как правило, не снижают планку в дальнейшей жизни. Вместе с тем бывшие троечники осознают невозможность наверстать упущенные знания и ищут возможности для получения дополнительных навыков, таких как успешная коммуникация или работа в команде. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив: только у одних талант развивается чуть раньше, а у других позже. Отличники достигают успеха через высокие баллы, а троечники находят другой механизм приобретения умений, который также позволяет становиться им успешными в дальнейшей профессиональной жизни», – рассказала она.

Кандидат психологических наук, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Кудрявцева считает, что решающую роль в жизни могут сыграть как человеческий капитал, так и индивидуальные особенности человека.

«Как правило, отличники – дети образованных родителей, они раньше начинают читать, впитывать аспекты классической культуры, вовлекаются в понятные им культурные пространства. В больших городах у таких школьников обязательно есть образованные бабушки и дедушки, которые водят их в кружки и секции, где собираются ровесники с похожими интересами к науке и культуре. В итоге происходит активная культурация, которая при этом не дает понимания, какие проблемы могут встретиться в ежедневной практике», – говорит психолог.

В ситуации с троечником другая история, рассуждает она: там в большей степени начинает работать стихийная социализация. Это связано со спецификой семьи, места проживания: «Мы знаем, что в районе новостроек троечников условно больше, чем в школах, расположенных в старых районах. Как правило, это дети активно и много работающих родителей, у них нет бабушек и дедушек поблизости, и, как следствие, дети чаще предоставлены сами себе. В таких условиях у младших подростков достаточно рано формируется более широкий диапазон социальных представлений, чем у рафинированных отличников».

Конечно, и троечники, и отличники имеют возможность реализоваться и прожить в благополучной среде. Но первые оказываются в более выигрышном положении, когда возникают неустойчивые ситуации: дефолт или изменение политического строя. Яркий пример – адаптация в 90-е годы прошлого столетия. Именно бывшие троечники быстро приспособились к изменившимся условиям, смогли построить успешный бизнес и карьеру, напоминает эксперт.

Реализация требует усилий

В свою очередь, психолог, бизнес-тренер, коуч Павел Озеров считает, что даже список Forbes не дает абсолютного ответа на вопрос, кто успешнее: отличник или троечник.

«Большинство людей, которые добиваются результата в жизни, имеют высокую академическую успеваемость. Вместе с тем троечники могут быть настолько нестандартно мыслящими и самобытными, что после окончания обучения в школе развиваются в интересной для себя сфере и максимально реализуются. Существует даже такой стереотип, что троечники – это такие творческие раздолбаи, идущие наперекор судьбе и добивающиеся целей, потому что им нечего терять и они в принципе рискованные ребята. И в этом есть доля правды: если такой человек обладает определенными способностями и целеустремленностью, то он приходит к успеху», – уверен он.

Кстати, такие примеры и формируют сложившийся стереотип, о котором напоминает в том числе российская картина: «яркий взлет от того, от кого не ждешь, запоминается лучше и воспринимается как чудо».

Известный петербургский предприниматель, основатель проекта Startup Junior Александр Ружинский признается, что в школе был «классическим троечником», много спорил с учителями и не отличался примерным поведением, из-за чего его едва не выгнали из школы.

«Времени и внимания на школьную зубрежку у меня просто не хватало. Тем не менее у меня всегда были какие-то параллельные интересы и исследовательский дух: даже заниматься бизнесом я начал довольно рано – в 14 лет. И в целом никогда в своей жизни не работал в найме», – говорит бизнесмен.

Впрочем, Ружинский соглашается, что наемный сотрудник имеет гораздо больше шансов в тех сферах, где требуются фундаментальные знания. А вот предпринимателю или карьеристу в хорошем смысле слова должны быть присущи природное любопытство и здоровый антагонизм. И если эти качества культивировать с детства, то, с одной стороны, не получится выучить все предметы на «отлично», а с другой – интеллектуальных знаний будет вполне достаточно, чтобы освоить школьную программу и при определенном упорстве стать успешным в бизнесе.

Высшее образование не самоцель

Свои аттестаты за 8-й и 10-й классы директор лицея №369 Константин Тхостов от детей не прячет: они все с «отличием». Однако предостерегает от попытки разделить учащихся на троечников и отличников.

«Сейчас все участники образовательного процесса заинтересованы в успешном выпускнике: ученик, родители, школа, государство. Да, соглашусь, что в 90-е годы был бардак и анархия: «проныры», умеющие договариваться, уходили в псевдобизнес. Сейчас строится здоровая экономика, формируется абсолютно четкий заказ к школе как стартовой площадке для экономики всей страны, – объяснил педагог, опровергая также заблуждение о том, что успешный человек должен быть обязательно с высшим образованием. – Высшее образование – одна из форм непрерывного образования. Экономику при этом двигают живые люди, и мы крайне заинтересованы в высококвалифицированных рабочих».

Он отметил, что Северная столица является уникальной платформой для получения высококачественного среднего профессионального образования и формирования нового формата выпускников профтеха.

В то же время нельзя игнорировать другую проблему: на рынок труда выходит поколение зумеров – людей, которые хотят получить все здесь и сейчас, не прилагая серьезных усилий. Об этом напомнил психолог, бизнес-тренер Павел Озеров.

«Сейчас перед родителями и школой стоит важная задача – дать понять ребенку, что потенциал есть абсолютно у каждого, что его нужно стремиться реализовать и что реализация потенциала потребует усилий и большого труда. Однако процесс труда уже является частью вознаграждения, а возможность что-то создать и отдать – отличный способ реализации. Если такие установки передавать, то не очень важно, троечник или отличник ребенок прямо сейчас. Он станет отличным специалистом на том месте, где будет жить и работать», – убежден специалист.