Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Краевед Александр Чепель: «Современный экскурсант интересуется интерьерами и судьбой жителей доходных домов»

Культурно-просветительский проект «Открытый город» запустил цикл бесплатных лекций об истории Петербурга. Первую встречу с участниками проекта провел экскурсовод, краевед и историк Александр Чепель, который рассказал о судьбе архитектора Бориса Гиршовича
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

– Александр Иванович, как и почему вы выбрали профессию экскурсовода? 

– Я по образованию историк, кандидат исторических наук. Всю свою жизнь я проживаю в Петроградском районе – одном из центральных районов города. Поэтому не влюбиться в архитектуру города, не заинтересоваться судьбой большого количества доходных домов не только Петроградского района, но и других, я просто не мог.

Началось мое погружение в удивительный мир петербургской архитектуры с исследования творчества Александра Лишневского. Последние несколько лет его фамилия на слуху у многих горожан. Он известен как архитектор доходного дома Александра Лишневского на Лахтинской улице, 24. Именно с этого здания был сбит барельеф Мефистофель в 2015 году.

– К слову о Мефистофеле. Принимали ли вы участие в работе над проектом ремонтно-реставрационных работ на доме Лишневского?

– После того как барельеф был сбит, неравнодушные жители города подняли вопрос о включении дома Лишневского в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве памятника. Я принимал участие в подготовке исторической справки о доме для государственной историко-культурной экспертизы. Пока дом остаётся в статусе выявленного объекта культурного наследия.

В разработке проекта ремонтно-реставрационных работ, которые планируется провести в ближайшее время, я никак не участвовал – это дело архитекторов, инженеров. Отмечу, что добиться их проведения удалось благодаря Елене Турковской – праправнучке Александра Лишневского. Уже сейчас по периметру дома установлены строительные леса. Мы ждем, что, помимо ремонта основной части фасада, на дом вернется Мефистофель.

– Расскажите о сфере своих профессиональных интересов. Экскурсии по каким объектам вы проводите?

– Я провожу экскурсии для тех, кого в первую очередь интересует история доходных домов Петербурга. Например, мы уже упомянули Александра Лишневского. Особый интерес для меня как для историка представляет собственный доходный дом архитектора на улице Ленина, 41. Причем интересны не только его фасады, но и планировочные решения, предложенные зодчим. Так, арка этого дома является не просто архитектурным элементом, но и внутриквартальной проездной улицей. Фасады дома выполнены из искусственного камня. Здание украшают крылатые женские фигуры (возможно, это «гении славы»), которые удерживают в руках увесистые гирлянды.

На экскурсиях есть возможность поближе познакомиться с историей доходного дома сельскохозяйственного товарищества «Помещик» на Измайловском проспекте, 16, архитектора Якова Блувштейна, доходного дома Иоффа на Пяти углах, Дома городских учреждений на углу Садовой улицы и Вознесенского проспекта. Оба последних построены по проекту архитектора Александра Лишневского. Нельзя пройти мимо дома Станового на углу Старорусской улицы и Мытнинской улицы авторства Дмитрия Крыжановского. Не могу не упомянуть архитектора Бориса Гиршовича и дом, построенный по его проекту,  – особняк Серебряковой на набережной Кутузова, 22/2.

Этот список бесконечен! 

– Александр Иванович, чем вообще может быть интересен дом? 

– Я рассказываю об архитектуре дома, обращая внимание гостей на планировочное решение зданий, стиль фасадов, архитектурно-художественное убранство дома. Конечно, особый интерес представляет история жизни и работы архитектора дома. Как он проектировал здание? Какие материалы применял? Что было важно в ходе строительства? В рассказ обязательно включаю историю о домовладельцах, которые плотно сотрудничали с архитекторами, выбирали, а подчас и диктовали стилистику фасадов. И, конечно, дополняю свой рассказ информацией о жителях дома, если такая имеется.

– Как и где вы собираете информацию об объектах?

– Основной источник материала о дореволюционных доходных домах – это Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга на Псковской улице. В документах есть чертежи, планы, описания зданий. И, конечно, в работе помогают материалы из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, благодаря которым можно увидеть, как на протяжении времени менялся внешний облик зданий. Кроме того, во время работы над материалом я всегда прогуливаюсь к зданию, чтобы осмотреть его вживую. 

– Что сегодня интересно современному туристу и петербуржцу? Чем интересуются люди во время экскурсионных прогулок по городу?

– Если удается попасть в парадную дома, то чаще всего экскурсанты интересуются историей появления плитки, ее состоянием, сохранившимися каминами, отделкой помещений, отоплением здания. Участники зачастую неравнодушны к судьбе жителей домов.

Например, в доходном доме сельскохозяйственного товарищества «Помещик» на Измайловском проспекте, 16, раньше работала централизованная пылесосная станция. Сам пылесос был установлен в подвале, а трубы уложены в разных местах дома. Таким образом, территорию очищали от пыли. 

Особенностью домов архитектора Бориса Гиршовича, например, были стеклянные крыши, благодаря которым пространство наполнялось светом. Один из ярких примеров – особняк Серебряковой на набережной Кутузова, о котором я уже говорил.

– Одна из последних ваших книг как раз посвящена Борису Гиршовичу. Расскажите поподробнее о ней, а также о вашей работе в качестве писателя?

– В первую очередь хочу рассказать о команде, которая принимает участие в создании и реализации моих книг. Конечно, это большая работа, которую берут на себя фотографы Виктор Савик и Иван Смелов и редактор издательства «Пропилеи» Сергей Веснин. Последний придумывает макет книги и подготавливает чертежи к публикации. Далеко не все из них находятся в хорошем состоянии. Поэтому редактор буквально реставрирует их, чтобы они вошли в книгу в читаемом виде. 

Первая книга, которая увидела свет в 2020 году, посвящена жизни и работе архитектора Александра Лишневского. Большой вклад в ее создание внесла Елена Турковская, которая и познакомила меня с издателями моих книг – благотворительным фондом, которым руководит архитектор Евгений Герасимов и его супруга Юлия Герасимова. 

Вторая книга, которая вышла в 2021 году, посвящена работе архитектора Дмитрия Крыжановского. Один из его знаковых объектов, который построен в нашем городе, – Церковь Знамения Пресвятой Богородицы старообрядческой общины Поморского согласия на Тверской улице, 8. Также интерес представляет доходный дом Берштейна, купца 1-й гильдии, торговца готовым платьем, – на углу Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова. 

Третья книга посвящена Борису Гиршовичу. При работе над ней для меня лично стало открытием, что в городе сохранилось много интерьеров, над которыми трудился архитектор. Среди примеров – Сибирский банк на Невском проспекте, 44 (ныне торговый центр «Гранд Палас»), особняк Зива на Рижском проспекте, 29, и доходный дом Полубояринова на Воскресенской набережной, 30. И это не полный список интерьеров работы Гиршовича.

– Ждать ли петербуржцам и гостям города в ближайшее время новую книгу Александра Чепеля?

– Да, мысли и идеи есть, работа ведется, но говорить о ней рано. В любом случае надеюсь, что порадуем с коллегами наших читателей новыми книгами.

Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»