Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Пилотам, сотворившим «чудо на Неве», поставят памятник в Петербурге

Закладной камень был открыт в день 60-летия подвига
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В Петербурге не так много монументов, установленных в честь счастливых событий. И почти ничто не напоминает о подвигах, совершенных в мирное время. История, необычайно подстегнувшая конкурс в летные училища, ставшая легендой еще и потому, что вслух о ней старались не говорить, произошла 60 лет назад на невских берегах. Вернее, не на берегах, а прямо посредине русла.

Нетраурный памятник

21 августа 1963 года пассажирский самолет Ту-124 со сломанным шасси и заглохнувшими двигателями сел на Неву между Большеохтинским и Финляндским железнодорожным мостом. Никто из находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не погиб и не пострадал.

Несмотря на очевидный подвиг пилотов, история пребывала в забвении вплоть до 90-х годов, пока не были опубликованы снимки Юрия Туйска – единственные живые фотосвидетельства аварии и подвига. При этом в городе до сих пор нет ни одного памятного знака в честь отличившихся летчиков. Исправить эту несправедливость вызвались депутат Государственной думы Михаил Романов, автор документального фильма «Чудо на Неве» Андрей Леонтьев и транспортная компания «Интерсервис», выступившая спонсором проекта. В понедельник, 21 августа, в зеленой полосе между Невой и проспектом Обуховской Обороны открыли закладной камень в честь арт-объекта, который появится здесь через год. Организаторы специально попросили не называть его памятником – от этого слова веет чем-то траурным, а объект в честь героев-летчиков должен излучать оптимизм и гордость. Уже решено, что он будет включать в себя реальные фрагменты самолета Ту-124: кресло и часть фюзеляжа. Увы, не того самого, с рейса SU-366, но аппарата той же модели, который на счастье оказался в Пулково. Эксплуатировать такие самолеты перестали полвека назад.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Готовили посадку на грунт

Напомним подробности знаменитого рейса.

Из 21 известного на 2023 год случая приводнения самолетов лишь семь увенчались абсолютным успехом (были спасены все пассажиры и члены экипажа), но этот эпизод был среди них первым. Он вошел во все учебники... но можно представить, каково в 1963 было пилотам, совершавшим операцию, которую до них не проводил никто. Да еще и без подготовки. С момента принятия решения до приводнения прошло 14 секунд…

«Когда у самолета, летевшего рейсом Таллинн – Москва, не сумела сложиться стойка шасси, стало понятно, что самолет придется сажать на грунтовую полосу. Такая была в аэропорту Шоссейный – так тогда называлось Пулково, – рассказал Андрей Леонтьев. – Обычно здесь садились маленькие самолеты, выполнявшие разные хозяйственные рейсы. Уже все понимали, что самолет при посадке загорится, что наверняка будут жертвы, но пусть это произойдет в самом дальнем углу аэропорта…»

Известно, что было дальше. Самолет фланировал над Ленинградом, вырабатывая топливо. Невысоко, ведь чем ближе к земле и чем менее разряжен воздух, тем этот процесс идет быстрее. Внезапно заглох левый двигатель – топливо либо кончилось, либо почему-то перестало в него поступать, а спустя несколько минут и правый. Ужас ситуации заключался в том, что пилоты после отказа одного двигателя получили разрешение вести самолет над городом – и теперь он падал на жилые кварталы.

«Мы знаем, что пилоты Виктор Мостовой и Василий Чеченев спасли себя и еще полсотни жизней. Но это минимум, – говорит Леонтьев. – Никто ведь не догадывался, сколько людей погибло бы на земле, если бы не решение приводняться. Сколько памятников архитектуры были бы потеряны безвозвратно».

В итоге самолет, пролетев всего на 4 метра выше строившегося моста Александра Невского, сел на воду и заскользил по воде против течения. Инерция гнала его вперед – но у самых мостовых быков Ту-124 наконец-то замер.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Рассказ фотографа

Самолет затонул только к вечеру: всех пассажиров давно эвакуировали, отвезли на Московский вокзал и посадили в поезд. Фотографировать ЧП было категорически запрещено. Но житель проспекта Шаумяна геолог Юрий Туйск сделал несколько снимков – и только благодаря им жители России получили подтверждение, что эта история не выдумка, а реальность.

«Мне было 23 года, – рассказал Юрий Викторович. – Я сидел дома и пил чай. И вдруг грохот. Прямо над моим домом пролетел самолет Ил-14. Так низко, как самолеты никогда не летали. Я подумал: кино, может, снимают? Вышел из дома и увидел, что самолет ушел в сторону Пулково, но все прохожие почему-то бегут к Неве…»

Как выяснилось позже, «Ил» послали на разведку: узнать, что случилось с Ту-124 после того как он пропал с радаров. А зеваки уже толпились на набережной, глядя на плавающую «тушку». У тех, кто пытался ее сфотографировать, люди в штатском тут же отбирали фотокамеры. Туйский поступил умнее: сходив домой за фотоаппаратом, он встал вдалеке от толпы, на территории нынешнего Заневского парка, который разбили в том самом году, так что больших деревьев там не было. Там удалось провести съемку незаметно для окружающих.

«Эти кадры я опубликовал только в 1996 году в газете «НЛО», – рассказал Туйск «Петербургскому дневнику». – За год до смерти пилота Виктора Мостового, он уже к тому времени переехал в Израиль. До перестройки напечатать что-то подобное было немыслимо. В Советском Союзе не могло быть авиакатастроф. Кроме того, внезапный отказ двигателей – это не ошибка экипажа, а просчет авиастроителей. А Туполев, авиаконструктор, дружил с Хрущевым…»

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Импульс для развития набережной

В 1963 году о подвиге экипажа скупо, в четырех строчках, написали несколько газет. Двум пилотам дали квартиры в Москве: прежде они жили в коммуналках. Второй пилот Василий Чеченев умер в 2002 году, тихо и незаметно. «Во всяком случае, никаких интервью с ним я не видел и на совместные мероприятия нас не приглашали, – говорит Туйск. – Про штурмана Виктора Царева я знаю, что он разбился в 1965 году».

В 2009 году аналогичный подвиг совершили американские пилоты. Спустя всего семь лет Голливуд разразился блокбастером «Чудо на Гудзоне». Про советских пилотов художественного фильма не сняли, хотя зацепиться было за что: одним из пассажиров рейса был епископ Таллинский отец Алексий, ставший впоследствии патриархом Алексием II. О том, что самолет вела рука Бога, говорили многие. Вряд ли посадка на грунтовую полосу дала бы такой блестящий результат, как приводнение. Получается, что 52 человека спаслись именно благодаря заглохшим двигателям.

Вполне естественно, что в церемонии принял участие благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров. Он освятил закладной камень, отметив, что тот «шел к нам 60 лет». Депутат Михаил Романов отметил, что с появлением памятника, вернее инсталляции, будет исправлена историческая ошибка: забвение подвига. «Место у моста диковатое, – заявил депутат, – шашлыки, беспорядки, но теперь будет задан новый импульс развития набережной. Памятник мы планируем открыть через год». А искусствовед Любовь Елизаветина заявила, что готовящаяся инсталляция будет посвящена подвигу профессионалов, которые заслуживают воспевания не меньше, чем ратные подвиги. Кстати, арт-объект будет небольшим – в соответствии с трендами XXI века.

Добавим, что обычно закладные камни отмечают запуском воздушных шаров. Но ради летного подвига традицию изменили: в небо были запущены 52 бумажных самолетика по числу спасенных 60 лет назад жизней.