Яндекс.Метрика
  • Полина Яук

Археолог Лобанова рассказала, почему так важно сохранить карельские петроглифы

И как они попали в ЮНЕСКО
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Археолог доктор исторических наук и старший научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Надежда Лобанова считает, что увидеть петроглифы Белого моря и Онежского озера должен каждый. В чем их особенность и зачем петроглифы включили в ЮНЕСКО, узнала «Вечерка».

«Впервые наскальные рисунки увидела в июле 1971 года на Залавруге, куда приехала после 1-го курса на практику к Юрию Александровичу Савватееву. Испытала потрясение, восторг, какое-то благоговение или что-то в этом роде. Я хотела изучать наши петроглифы ещё с 6-го класса, так что сбылась мечта детства. Правда, меня после чтения литературы об этих объектах сильно тянуло на восточный берег Онежского озера. А еще меня тогда потряс первый найденный мною фрагмент керамики, на внутренней стороне которого были чётко видны отпечатки пальцев женщины, изготовившей этот глиняный сосуд тысячи лет назад. Удивительно, но этот маленький кусок обожжённой глины с орнаментом из ямок и оттисков гребенчатого штампа, впечатлил не меньше, чем петроглифы», – поделилась воспоминаниями археолог.

По словам Надежды Лобановой, петроглифы обычно изображают сцены охоты, готовки и другие бытовые сюжеты. Однако это не делает их менее значимыми. Именно поэтому она долгое время боролась за то, чтобы карельские наскальные изображения вошли в ЮНЕСКО.

«То, что наши памятники вошли в ЮНЕСКО, равно важно как для всех жителей Карелии, так и России. Сегодня это первый и пока единственный объект Всемирного наследия подобного рода в РФ. Кроме гордости и престижа на высшем (мировом) уровне, это еще и возможность получать финансовые и прочие приоритеты на федеральном уровне для управления, сохранения, консервации памятников и развития туризма. Кроме того, можно подавать заявки на гранты разных российских фондов, которые почти стопроцентно будут одобрены благодаря новому статусу памятников. У нас уже были и сейчас есть такие проекты, главным образом туристские, образовательные или волонтёрские. Раньше ЮНЕСКО оказывала определенную финансовую поддержку мировым культурным объектам, но сейчас этого нет, поскольку их стало более тысячи. Хотя в любом случае внимание международной организации к сохранению и использованию таких объектов тоже немаловажно и бывает очень полезным. ЮНЕСКО обучает методикам консервации, привлекает ведущих экспертов мира к проблемам памятников и т. д», – объяснила научный сотрудник.

Ранее «Петербургский дневник» писал о петроглифах под Выборгом.