Директор театра «Балтийский дом» Сергей Шуб: «Театр должен возвращать человеку смысл жизни»
Театр-фестиваль «Балтийский дом» 4 августа открывает 87-й сезон. Какие премьеры ждут зрителей, и что станет гвоздем репертуара, в эксклюзивном интервью «Петербургскому дневнику» рассказал генеральный директор театра Сергей Шуб.
– Сергей Григорьевич, давайте сначала подведем итоги прошедшего сезона. Каким, на ваш взгляд, он получился?
– Я вам скажу так: мы еще даже не остыли от прошлого сезона. Кажется, он закончился только вчера, а уже сегодня, 4 августа, мы открываем новый.
Чем я доволен? Прежде всего зрителем. Честно скажу, такого внимания публики, как было в прошлом сезоне, мы не припомним. Вообще, это явление еще ждет своих исследователей. Может быть, даже не театроведов, у которых специфический взгляд и представления о прекрасном нередко расходятся с представлениями зрителей. Наверное, это должно стать объектом внимания социальных психологов.
Началось это сразу после ковида, когда люди просто ломились в театр. И сегодня, когда вокруг нас информации со знаком минус больше, чем со знаком плюс, они продолжают активно идти в театр. Может быть, ищут какого-то утешения, смысла жизни. Как говорит мой друг Римас Туминас, сегодня театр призван выполнять миссию Арины Родионовны. Он должен рассказывать сказку на ночь, чтобы человек мог спокойно заснуть и проснуться с новыми силами.
– Исходя из этого вы и строите свой репертуар?
– В значительной степени мы исходим из ориентации на драматургию. Для себя мы даже назвали прошлый сезон «Старые пьесы о главном». Оказалось, что та замечательная советская драматургия, в которой были надежда и вера в идеалы, сегодня очень нужна. Мы с большим удовольствием выпустили премьеру «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина, нашего русского-советского драматурга. На Малой сцене поставили «Счастье мое» по Александру Червинскому. По книге Павла Санаева сделали «Хроники Раздолбая». И рады, что эта история поколения 90-х, или, как сегодня говорят, «лихого времени», с его «будкой гласности» оказалась очень близка и востребована.
В то же время отмечу, что у нас на Экспериментальной сцене появился не менее яркий и талантливый, но и достаточно жесткий спектакль Анатолия Праудина «Палата №6». Считаю, что такой пронзительный взгляд на человеческую природу, на общество тоже необходим.
Мне кажется, что главной приметой прошлого сезона стала ориентация на некое «утешение души», в котором зритель нуждается все же прежде всего. И если театр не может влиять на глобальные ценности, то влиять на межличностные и семейные – вполне ему по силам. Театр должен возвращать человеку смысл жизни и веру в нее, без этого невозможно.
– Этот сезон открывается двумя премьерами, показанными на излете прошлого. Расскажите о них.
– Я бы начал с премьеры на Малой сцене, где будет блистать Татьяна Пилецкая, отметившая второго июля свое 95-летие. Бог дал ей столько жизни, столько обаяния, ума, профессионализма. Пьеса «Рок-н-ролл на закате» – это рассказ о двух пожилых людях, которые тоже ищут этот смысл жизни и на склоне лет обретают его друг в друге.
Татьяна Львовна, несмотря на все болезни, которых, конечно, в 95 лет немало, в паре с нашим замечательным актером Анатолием Дубановым играет с таким удовольствием и наслаждением, что этот спектакль уже стал украшением репертуара. Кроме него, в афише есть и другие спектакли с ее участием: «Деревья умирают стоя» и «Семья в подарок». А 25 сентября на Большой сцене мы проведем юбилейный вечер Татьяны Львовны. Пилецкая – ведь не музейный экспонат, на нее ходит публика, и не просто ходит – бежит. На спектаклях с ее участием всегда полный зал.
Второй спектакль, который открывает 87-й сезон, – это «Жестокий роман», его поставила Сусанна Цирюк. В основе – музыка Андрея Петрова из фильма «Жестокий романс». Но мы изначально решили, что это будет не мюзикл, а музыкально-драматический спектакль. И очень рады, что там показали свои замечательные работы как наши молодые актеры Егор Лесников, Роман Дряблов, Елена Сохацкая, Олег Коробкин, так и среднее поколение – Константин Анисимов, Ирина Муртазаева, Сергей Ионкин. Это большой, яркий, мощный спектакль, в котором занята практически вся труппа.
– Этот сезон пройдет под девизом «Театр. Здесь и сейчас». В то же время в репертуаре превалирует классика. Это потому, что не хватает пьес на современную тематику?
– Слова «здесь и сейчас» очень точно выражают саму суть театрального искусства. Каждый показ спектакля, что бы мы ни ставили, уникален, он может быть только здесь и только сейчас.
По поводу актуальных пьес могу сказать, что за исключением двух-трех имен я очень печально гляжу на современную драматургию. В романе Горького «Жизнь Клима Самгина» есть такая фраза: «Позади у нас – леса, впереди – болота. Господи! Помилуй нас! Жить нам – неохота. Скушно, тесно, голодно – никакой отрады!» Вот и многие сегодняшние пьесы написаны в таком контексте. Кроме того, пьеса требует мастерства, профессионализма, соблюдения единства действия, места и времени. Поэтому ничего более современного, чем «Таня» Алексея Арбузова, мы не нашли. Спектакль будет ставить на Малой сцене молодой режиссер Вацлав Дембовский.
Что касается современной прозы, то мы выбрали роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!», который в прошлом году собрал все крупнейшие литературные премии – от «Ясной Поляны» и «Большой книги» до «Книги года». Это глубокая, ироничная проза, попытка диалога со зрителем о том, что его волнует сегодня. Перенесет роман на сцену режиссер Анатолий Праудин.
Александра Мамкаева представит премьеру «Попрыгунья». Это ее второе обращение к чеховским рассказам, спектакль «Душечка» с успехом идет уже с 2021 года.
В марте 2024 года состоится премьера по книге Фицджеральда «Ночь нежна» в постановке Александра Сазонова, который сейчас возглавляет Ярославский театр имени Федора Волкова.
– А к юбилею Пушкина вы уже начинаете готовиться?
– Конечно. 2 сентября состоится первая премьера сезона – «Пиковая дама» в постановке Натальи Индейкиной. В спектакле сам автор повести наряду с Германом станет одним из игроков, пытающихся разгадать тайну трех заветных карт – тройки, семерки, туза.
В июне следующего года состоится премьера «Золотого петушка». Его ставит уже известный нашему зрителю по спектаклю «Свидетель обвинения» режиссер Владимир Жуков. Кстати, сама история о «Золотом петушке» была опубликована в 1834 году, то есть 190 лет назад, так что премьера станет вдвойне юбилейной.
Также в июне наш театр впервые проведет театральный фестиваль «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», посвященный современным сценическим интерпретациям текстов величайшего русского классика на петербургской сцене. Фестивальная афиша будет представлена литературной и театральной программами, а центральные события развернутся на площади Искусств у памятника поэта в день его рождения 6 июня.
Кроме того, состоятся и наши традиционные фестивали. Первый из них – XXXIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», тема которого – «Взгляд на Восток» стартует уже 6 октября.
– Наверное, все спектакли – как дети. Но все-таки можно выделить что-то самое главное?
– Честно признаюсь, что-то одно выделить не могу. Дорого все. Хотелось бы все же отметить совместный проект с Государственным Эрмитажем, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Спектакль Игоря Коняева «Живые картины блокады» расскажет о хранителях главного музея страны, которые в тяжелейшие годы войны проводили экскурсии у пустых рам (картины были эвакуированы), сохраняли для нас предметы искусства. Премьера состоится 27 января на сцене Эрмитажного театра и затем в Балтийском доме.
Кроме того, мы уже 10 лет делаем проект «Улица жизни», также посвященный блокаде Ленинграда. Для нашей команды это святое дело, а для всех жителей города – колоссальная прививка гражданственности, нравственности и человечности.