Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

От личного бренда до технологий продаж: эксперты рассказали о том, каким должен быть фитнес-тренер

С 1 сентября в отрасли останутся только сертифицированные специалисты
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Современный фитнес-тренер обязан не только знать методику выполнения упражнений, но и владеть технологией продаж, уметь работать в соцсетях и помогать продвигать клуб. Таким мнением поделилась с «Петербургским дневником» глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, управляющая фитнес-студиями «Стремление» Наталья Борулько. Напомним, с 1 сентября 2023 года специалисты отрасли должны будут соответствовать требованиям, прописанным в профстандарте. Документ прежде всего предусматривает наличие профильного образования или диплома о профессиональной переподготовке.

Профессиональных кадров много не бывает

Недавнее исследование агентства FitnessData выявило дефицит фитнес-тренеров в Петербурге, объяснив это главным образом невысокой заработной платой и оттоком профессионалов в онлайн. Эксперты индустрии считают, что проблема гораздо шире и в отрасли наблюдается нехватка главным образом грамотных специалистов.

«Дефицит кадров действительно существует, но также мы видим на рынке огромное количество курсов и школ, которые выдают тренерам дипломы, абсолютно не подкрепленные лицензионными сертификатами и программами. Люди обучаются в течение месяца и идут работать – вот таких «профессионалов» с непрофильным базовым образованием или неоконченным профильным достаточно много, – рассказала о ситуации в отрасли глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Санкт-Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько. – Мы видим дефицит тренеров, обладающих хорошей профессиональной подготовкой и теоретическими знаниями в области анатомии, физиологии, биомеханики, опытом общения с клиентами и технологиями продаж».

По мнению основателя фитнес-клубов FitGround и Life Fitness персонального тренера Ильи Козлова, успешный специалист не может игнорировать понятие «личный бренд». Порядка 95 процентов тренеров не задерживаются в индустрии именно из-за отсутствия продвижения.

«Они просто не развивают свой личный бренд, свои соцсети, у них нет никакого контента, «сарафанного радио», они довольно халатно ведут тренировки, видят, что заработки низкие, и уходят в другую нишу. И только 5 процентов тренеров остаются в системе, создают свою команду. Я знаю специалистов, которые работают с остеопатами, пищевыми психологами, ассистентами, дают понимание, что такое дневник питания», – рассказал эксперт.

В тренде услуги мультитренера

При этом сейчас сфера фитнеса не входит в топ-10 потребностей людей. В приоритете – ипотека, кредиты, семья, и где-то на «сдачу» остаются услуги фитнес-тренера. Вместе с тем потребность в профессиональном ведении и грамотной заботе о здоровье – тренд, который будет только усиливаться со временем.

«Люди в возрасте 30-40 лет заводят семьи, берут ипотеки, развиваются в профессиональной сфере, и их личный успех напрямую связан со здоровьем. Чтобы у этих людей все в жизни было хорошо, им нужен свой спортивный эндокринолог, который будет следить за гормонами или менструальным циклом, если говорим про девушек, массажист, грамотный терапевт и нутрициолог. К нам приходят люди в 30 лет – интересуюсь, какие мероприятия по здоровью они проводили за последний год, и узнаю, что в последний раз это была флюорография в школе. У нас нет культуры здоровья в России вообще», – замечает Илья Козлов.

Вместе с тем уже с 1 сентября 2023 года фитнес-центры будут нанимать на работу исключительно сертифицированных специалистов в области здоровья и фитнеса. Получить нужные навыки призвана программа профессиональной переподготовки для проведения групповых и индивидуальных тренировок, разработанная НГУ им. П.Ф. Лесгафта совместно с АОФИ. Она включает блок дисциплин – от особенностей анатомических нарушений опорно-двигательного аппарата до методики и проведения тренировок.

Добавим также, что на днях российский производитель сервисных роботов «Промобот» представил новую версию робота-консультанта, который может использоваться в фитнес-клубах. Машина умеет записывать на тренировку, консультирует по видам тренировок, а в будущем из него хотят сделать помощника тренера. В фитнес-сообществе к однозначному мнению относительно перспектив такого наставничества пока не пришли, однако не отрицают, что технологии делают фитнес более инновационным, интересным и доступным.