Прекрасна и очень опасна: как нейросети эксплуатируют образ Барби
Выход на экраны фильма «Барби» сценариста и режиссера Греты Гервиг всколыхнул новую волну интереса к образу знаменитой куклы. На этот раз – ее цифровой версии. Нейросеть BaRBIE.me научилась создавать кукольную версию любого человека, женщины или мужчины.
Примерить на себе образ Кена или Барби очень просто: достаточно загрузить фотографию, указать цвет волос и кожи, расу, а также оставить свой электронный адрес. Услуга бесплатная, хотя для того, чтобы убрать водяной знак, придется выложить около двух долларов. Недостатков почти нет: не работает функция «красный цвет волос», хотя она заявлена на сервисе, и довольно долго выгружается фотография. Но это не смущает огромную армию поклонников развлечения. Нейросеть показала даже, как выглядели бы знаменитые советские актёры в образах Барби и Кена: Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Александр Абдулов, Людмила Гурченко и Ирина Муравьева.
«С одной стороны, нейросеть, превращающая человека в куклу, привлекает людей с нарциссическими и инфантильными чертами характера. С другой – это отсылка к детству, которое у большинства ассоциируется со счастьем и мечтами. А Барби и Кен – часть мечты. Создавая свой идеальный вариант, люди приближаются к мечте, в этом секрет популярности нового развлечения», – считает психолог и бизнес-тренер Павел Озеров.
Кроме того, нейросеть – пример адаптации к огромной мощи рекламной кампании. Чтобы окупить фильм, вкладываются огромные бюджеты, иногда до 30 процентов стоимости самой ленты. На эти средства покупается дополнительное внимание к теме, и, как следствие, появляются сопутствующие товары и услуги, которые тоже выгодно продаются, рассуждает эксперт.
Помимо вполне безобидной развлекательной функции, в Сети могут создаваться дипфейки (методика синтеза изображения, основанная на искусственном интеллекте. – Ред.) с мошенническими целями или для шантажа конкретного человека, а также для дезинформации общества в целом. Бороться с новыми вызовами достаточно сложно. В такие технологии инвестируются огромные средства, поскольку они используется в рекламе и производстве блокбастеров, в отличие от систем защиты, куда поступает гораздо меньше инвестиций, рассказал ТАСС генеральный директор VisionLabs Дмитрий Марков. К примеру, мошенники уже научились использовать чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT для создания фишинговых писем – первые массовые рассылки такого рода зафиксированы в марте.
Опрошенные изданием эксперты в области IT-технологий считают информацию, которую добровольно оставляют люди в Сети, очень ценным ресурсом. Им пользуется не только ИИ. Базы данных с сайтов, опросников и социальных сетей с номерами телефонов покупаются компаниями на взаимовыгодных условиях. Для собственной безопасности эксперты советуют оставлять ненастоящую информацию о себе, в идеале – завести отдельный почтовый ящик и пароль. Сервисы, эксплуатирующие популярные образы, говорят специалисты, будут появляться довольно регулярно, поскольку создать новую нейросеть можно за считаные минуты благодаря появлению ChatGPT.