Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

Следственный комитет на транспорте: «Возбуждение уголовного дела – это путь к безопасности»

Сегодня, 25 июля, отмечается День сотрудника органов следствия Российской Федерации. О наиболее актуальных вопросах транспортной безопасности «Петербургскому дневнику» рассказал заместитель руководителя Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции Артем Черненко
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

– Артем Николаевич, расскажите, на каком транспорте происходит больше всего трагических случаев?

– Как показывает статистика, больше всего приходится на железнодорожный транспорт. Количество выявленных сообщений о преступлениях в первом полугодии 2023 года увеличилось по сравнению с прошлым годом. Кроме того, за 6 месяцев 2023 года в Северо-Западном транспортном регионе отмечается незначительное увеличение количества травм, но количество смертельных случаев не изменилось.

Безусловно, обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта, профилактика, выявление и расследование преступлений в этой сфере имеют свою специфику. Положительных результатов удается достичь благодаря профессиональной, системной работе следователей, обучению особенностям расследования уголовных дел молодых специалистов, взаимодействию с ветеранами следствия.

– А на ваш взгляд, с чем связано больше всего нарушений?

– Конечно, каждый случай индивидуален, но тем не менее следует отметить основные. Так, на железнодорожном транспорте большинство травм граждане получают на перегонах между железнодорожными станциями в местах так называемых «народных троп». Переходят пути в неположенных местах, на запрещающий сигнал светофора, в состоянии сильного алкогольного опьянения, в наушниках и капюшонах.

На воздушном транспорте крушения в основном происходят из-за ошибок пилотов или технических неисправностей самолетов. Кроме того, причинами происшествий является ненадлежащая подготовка пилотов, незнание ими нормативных документов и инструкций, регламентирующих полетные правила.

На водном транспорте чаще всего происходит нарушение правил безопасности судоводителями. Они не проявляют достаточной бдительности, что приводит к столкновению судов. Кроме того, нередко аварии случаются с судами в неудовлетворительном состоянии и из-за перегруза.

– А как избежать происшествий и человеческих жертв? Как ведомство ведет профилактическую работу?

– Профилактика преступления является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности следственного управления. Правительствами субъектов, входящих в Северо-Западный транспортный регион, по инициативе следственного управления организовано систематическое размещение видеороликов, созданных следственным управлением совместно с ОАО «РЖД». В этих материалах рассказывается о профилактике травматизма на железной дороге, они размещаются на официальных сайтах образовательных организаций, в аккаунтах исполнительных органов государственной власти в социальных сетях, на предприятиях и в учреждениях.

В образовательных организациях инициирована работа по проведению информационно-разъяснительной работы по предупреждению детского травматизма на железнодорожном транспорте.

Кроме того, совместно с Управлением на транспорте МВД России по СЗФО организовываются и проводятся периодические профилактические рейды на наиболее травмоопасных участках Северо-Западного транспортного региона.

В отделе криминалистики ведется постоянный анализ наиболее травмоопасных участков, карты железнодорожных происшествий, на которой отражаются случаи травмирования граждан. Каждый факт подлежит учету, контролю и анализу, в том числе об оснащенности объектов инфраструктуры РЖД.

Самый важный результат совместной работы следователей и сотрудников правоохранительных органов – своевременное пресечение преступлений, благодаря которому удалось избежать тяжелых последствий для жизни и здоровья граждан. Одной из самых эффективных профилактических мер является возбуждение уголовных дел, привлечение виновных к уголовной ответственности и освещение результата этой работы в средствах массовой информации.

– Акватория Невы, реки и каналы в туристический сезон требуют усиления работы правоохранительных органов. Какие меры для этого принимаются?

– Как показывает практика, в летний сезон туристы чаще всего выбирают водные прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Следует отметить, что в это время увеличивается количество судов – появляются не только экскурсионные, но и рыболовные, спортивные, скоростные, используемые в том числе в развлекательных целях. Также появляются базы-стоянки плавсредств, активизируется сдача их в аренду тем, кто зачастую не имеет прав на управление, и находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Следует учитывать и особенности судовождения – маршруты движения судов пересекаются, направление и скорость постоянно изменяется, чтобы избежать столкновения. Это требует от судоводителя не только знания правил, но и наличия опыта управления конкретным судном, в том числе в экстремальных ситуациях. Здесь мелочей не бывает. Незначительное столкновение судов, их повреждение, неверная оценка погодных условий судоводителем, вышедшее из строя оборудование, да и множество других факторов, могут привести к значительным человеческим жертвам, на воде от гибели может не спасти и спасательный жилет.

Приведу лишь один пример – уголовное дело в отношении судоводителя теплохода «Москва-74». В состоянии алкогольного опьянения он возил 39 пассажиров по реке Большая Нева. В результате теплоход столкнулся с опорой Дворцового моста. Уголовное дело направлено в суд для рассмотрения.

Отмечу, что системная работа построена на эффективном межведомственном взаимодействии, в том числе и с экспертными учреждениями. В рамках расследования уголовных дел в большинстве случаев требуется назначение и проведение сложных экспертиз, имеющих в каждом конкретном случае свою специфику.

– Расскажите подробнее о видах судебных экспертиз? Какие возникают сложности при их проведении?

– Наиболее сложными специфичными судебными экспертизами являются железнодорожно-технические, летно-технические и судоводительские. Из-за специфики транспорта наиболее сложным является поиск эксперта, который может ответить на поставленные следователем вопросы. Не все организации или частные лица берутся за подобного рода задачи. Сроки производства такого вида экспертиз значительно затягивают сроки предварительного следствия.

Но сегодня все больше появляется точек именно нужной нам, узкопрофильной экспертизы. Все больше появляется организаций и специалистов, готовых провести экспертизу быстрее, чем раньше, так что динамика в этом направлении, безусловно, положительная.

В завершение нашей беседы от лица следственного управления я бы хотел от души поздравить коллег и дорогих ветеранов с нашим главным профессиональным праздником – Днем сотрудника органов следствия Российской Федерации!