Юлия Стрижак: «Опера находит дорогу к каждому зрителю»
Сегодня стартует XII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем». Как шла подготовка к этому уникальному событию и действительно ли опера способна объединить всех, рассказала директор Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина Юлия Стрижак.
– Юлия Николаевна, здание театра сейчас на реконструкции. И этот фестиваль впервые готовится вне родного дома. Как справляетесь?
– Вы знаете, нам помогали родные стены. Репетиции шли практически во всех помещениях театра. На большой и малой сценах, в вокальном и балетном классах, даже в фойе. То есть все наше пространство было занято, и все мы готовились к этому масштабному событию в одном месте. Ведь практически одновременно мы выпускаем четыре самостоятельных, больших оперных спектакля под открытым небом. И сегодня, нам, конечно, гораздо сложнее.
– И где теперь организован репетиционный процесс?
– Он проходит в нашем новом помещении на Большой Морской улице. Здесь репетируют и хор, и балет, и солисты. Оркестровые репетиции проходят отдельно – для этого мы арендовали телестудию на улице Чапыгина. И основной площадкой стал Дом офицеров, где режиссеры проводят сценические репетиции.
Но, безусловно, мы не подведем своих преданных зрителей. И надеюсь, что все спектакли, предложенные нами в этом году, пройдут на высоком уровне и будут интересны публике.
– Скажите, у вас всегда получается сделать то, что задумали?
– Увы, нет. Например, мы очень хотели сыграть «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева в Царском Селе. Но не смогли договориться с владельцами авторских прав. Дело в том, что свои ранние шедевры композитор писал, находясь за границей. И, согласно заключенным контрактам, по окончании сочинения партитура становилась собственностью Российского музыкального издательства в Париже, которое многие годы возглавлял замечательный дирижер Сергей Кусевицкий. После его смерти издательство перешло в собственность английской фирмы «Бузи и Хокс». К сожалению, нам не удалось договориться о правах на исполнение и трансляцию этой оперы в России, на петербургском фестивале «Опера – всем». Поэтому в нашу программу пришлось внести изменения.
– И что вы представите публике?
–12 июля на Соборной площади Петропавловской крепости мы покажем оперу Николая Римского-Корсакова «Садко». К выбору названия спектакля для этого места мы подходим с особым вниманием – это дань уважения истории, поскольку рядом находится усыпальница русских царей.
Вообще эта опера – потрясающий шедевр русского музыкального искусства. В ней переплетены фантастические сюжетные линии, фольклорные элементы, прекрасные массовые сцены, очень яркие композиции для оркестра.
Интересно, что на премьере «Садко», которая состоялась в Московской частной опере Мамонтова, сошлось несколько громких имен. Декорации, которые имели колоссальный успех, были изготовлены Константином Коровиным. Блистала Надежда Забела-Врубель, жена художника Михаила Врубеля. Роль Варяжского гостя исполнил Фёдор Шаляпин; он теперь наш главный герой, поскольку театр носит его имя.
Мы представим свое видение «Садко». Спектакль ставит московский режиссер Андрей Цветков-Толбин. Художником-постановщиком этого, а также остальных спектаклей фестиваля является Юлия Гольцова. Мы рады, что возобновили наш с ней союз, потому что это мастер, который никогда не повторяется. Она прочитывает каждое сочинение с учетом «гения места», то есть того пространства, где будет поставлен спектакль. И, конечно, с учетом музыкального решения, предложенного композитором.
Арт-директор «Оперы – всем» Виктор Высоцкий ставит оперу Моцарта «Так поступают все женщины» в Царском Селе. Это динамичная, праздничная пьеса, которая на фоне гениального творения Растрелли прозвучит особенно выразительно.
Мы также покажем любимую оперу Фабио Мастранджело – «Тоску» Джакомо Пуччини. Это будет 16 июля на Елагином острове. Но в этом году мы немножко поменяли площадку. Те, кто к нам ходит постоянно, знают, что, если мы планируем Елагин остров, то обычно выступаем за дворцом, у воды. Но сейчас нам отдали парадное пространство перед Елагиноостровским дворцом. Так что, мне кажется, постановка будет выглядеть шикарно.
Поставит этот спектакль драматический режиссер Андрей Сидельников, мы с ним уже работали – несколько лет назад он с большим успехом представил на фестивале «Богему» Пуччини. И мы с радостью пригласили его в этот раз.
В прошлом году у нас появилась новая площадка в Кронштадте, где мы к юбилею Петра Великого дали оперу Альберта Лорцинга «Царь и плотник». А в этом году к нам обратилась администрация Кронштадта и сказала, что они будут рады, если мы учтем их в своих планах. Поэтому когда мы решили ставить «Летучего голландца» Вагнера, то с благодарностью приняли это предложение.
Ставит спектакль Наталья Индейкина. Необыкновенно красивые декорации – чёрный, мистический корабль, который вырастет на фоне белоснежного Морского Никольского собора, близость воды и романтическая тема не оставят наших зрителей равнодушными.
– Скажите, действительно ли опера может объединить всех?
– Мы проводим фестиваль уже в 12-й раз, поэтому можем смело утверждать это. Когда мы только начинали проект, скажу честно, не все верили в его успех, были сомнения. Но с годами мы доказали, что жители культурной столицы хотят слушать оперу. И она находит дорогу к каждому зрителю, будь то петербуржец или гость города. Опера объединяет истинных любителей музыки и людей, которые пока не очень хорошо знакомы с оперным искусством, но делают первые шаги на этом пути. Она объединяет театр с музеями, потому что почти все наши спектакли проходят в музейных комплексах, в красивейших местах Петербурга. Так что «Опера – всем» объединяет нас во всех смыслах.