Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Пулково переводят на отечественное обеспечение: к 2025 году аэропорт должен полностью перейти на отечественные ИТ-решения

Работа уже идет
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Полтора года осталось до вступления в силу запрета зарубежных программ в аэропортах. Назад к советским технологиям, как уверены в Пулково, возврата не будет. «Воздушные ворота Северной столицы» уже разработали свою систему, которой по силу управлять ресурсами аэропорта. В планах запуск комплекса для наблюдения и контроля за аэродромным движением.

Рейс на карандаш

Заместитель генерального директора, главный операционный директор компании «Воздушные ворота Северной столицы» Андрей Дробович в аэропорту Пулково работает уже почти полвека, с 1975 года. Он помнит, как диспетчеры в ручном режиме готовили суточные планы полетов, вписывали в них новые рейсы, заносили с телеграмм время взлетов и посадок самолетов, раскрашивая цветными карандашами «окна» с номерами рейсов. Зеленый значил, что самолет прилетел вовремя, желтый – с задержкой, красный – отмена рейса. Информация о рейсах в диспетчерскую поступала в виде телеграмм, а ее текст дублировался кодом на перфоленте.

«Если телеграмму упустил, то ты потерял информацию. Нам ведь нужно было предоставить ее пассажирам и службам: когда самолет вылетит, когда прибудет в аэропорт», – объясняет Дробович.

Между службами аэропорта тогда была проводная связь. «На дистанционных переговорных устройствах, они назывались «Желудь», в диспетчерских аэропорта были клавиши, нажатием каждой из которых происходило соединение диспетчерских рабочих мест для голосовой передачи команд и информации: контроль, питание, спецтранспорт, пассажирская служба, грузовой склад, заправка. Также для связи с персоналом на перронах аэропорта использовались радиостанции, и кое-где на перронах были установлены телефоны местной АТС. Но, конечно, современной электроники не хватало», – говорит Дробович.

Математическое решение

У сотрудников службы бытового обслуживания воздушных судов в Пулково вместо рации теперь телефон. На нем программа, в которой выдаются задания: когда, в каком воздушном судне проводить уборку и с кем. Это собственная разработка аэропорта – Resource Management System (RMS). ИТ-система обеспечивает полный цикл управления ресурсами аэропорта от планирования до оперативного управления.

«Казалось бы, что такого сложного может быть в уборке воздушного судна, – рассказывает директор по информационным технологиям «Воздушные ворота Северной столицы» Андрей Нестеров. – Но на практике нужно учитывать большое количество факторов: какое оборудование для каких воздушных судов взять с собой, как чистить, какие услуги оказывать. Для работы с воздушными судами зарубежных авиакомпаний требуется знание английского языка. Есть авиакомпании, для обслуживания самолетов которых нужно проходить дополнительное обучение стандартам».

При выдаче заданий программа, разработанная в Пулково, учитывает, кто сейчас из сотрудников работает в смене, имеет необходимые допуски, находится ближе к воздушному судну. Математическая модель, как добавил Нестеров, распределяет задачи так, чтобы загрузка сотрудников подразделений была равномерно распределена. Для этого используются данные о графике работы, периодичности подготовки персонала, актуальное расписание воздушных судов, но последнее слово остается за диспетчером. Он имеет право вносить изменения.

«Главная задача диспетчера – обеспечить обслуживание воздушного судна в планируемые сроки. Вторая задача – обеспечить обслуживание с привлечением наименьшего количества ресурсов. Обе позволяет решить разработанное решение», – отмечает Нестеров.

Программу аэропорт использует для управления погрузкой и разгрузкой багажа, в машинах сопровождения воздушных судов и перронных автобусов. При этом водители пользуются не телефонами, а планшетами, чтобы не отвлекаться от дороги. И пока программы не у всех сотрудников аэропорта. Систему внедряют плавно.


Альтернатива зарубежному

Над разработкой собственной программы управления ресурсами аэропорта в Пулково задумались в 2019 году, когда пассажиропоток активно рос. На выбор у Пулково были покупка зарубежного программного обеспечения либо разработка собственного. К зарубежным ИТ-решениям в аэропорту присматривались. Цена вопроса оказалась сотни миллионов рублей за внедрение и сопровождение. Главной причиной отказа от покупки сторонних программ стали, впрочем, не только финансовые издержки.

«Скорость доработки зарубежных программ оставляла желать лучшего, – рассказывает Нестеров. – Срок доработки начинается от полугода. То есть если нам что-то нужно изменить, то ждать изменений долго. Мы поняли, что так нам будет сложно работать».

Выбранный путь собственной разработки программ, как показало время, оказался исторически верным. В марте прошлого года правительство России поставило задачу перед авиаотраслью полностью перейти на отечественные ИТ-решения до 1 января 2025 года. Аэропорт Пулково вошел в индустриальный центр компетенций, где работает над задачей по переходу на отечественные технические решения в авиационной отрасли к 2025 году. Помимо внедрения RMS, ведется большое количество проектов по замещению отраслевых ИТ-решений, использующихся для обслуживания пассажиров, отечественными. Так, в аэропорту внедрили мобильные посадочные: пассажиры могут не печатать посадочный талон, а показать его с телефона перед прохождением досмотра. В авиагавани перевели инфраструктуру стоек регистрации и выходов на посадку на российское программное обеспечение.

Карта движений

В Пулково много программ, которые обновляют на отечественные. Это такие системы, как биометрия, автоматическая обработка багажа на стойках регистрации и доставка в багажное отделение, откуда его забирают на борт самолета. Аэропорт планирует в следующем году внедрить комплекс средств автоматизации наблюдения и контроля аэродромного движения «Вега».

Технически, как объясняет Андрей Дробович, этот комплекс основан на использовании геолокации с помощью маячков, установленных на наземной технике, применяемой на территории аэропорта.

«Их можно установить на любую технику, вплоть до багажных тележек», – отмечает Дробович.

Диспетчер с помощью «Веги» увидит, где находится воздушное судно, наземная техника и оборудование в режиме реального времени на мониторе.
«С помощью геолокации мы сможем точно определить место касания самолета взлётно-посадочной полосы. Нам очень важно знать это время для управления ресурсами по обслуживанию», – рассказывает Дробович.

Скорость в минутах

Авиакомпаниям выгодно, как объясняет Дробович, чтобы самолет как можно меньше находился на земле. И прежде всего лоукостерам. Наземные службы Пулково уже умеют обслуживать воздушные суда за 30 минут: это время от прибытия до отправления самолета с места стоянки.

Оперативность достигается не в ущерб безопасности: до прибытия самолета наземный персонал уже находится на стоянке. А в терминале применяется процедура зонирования: пассажиров приглашают на посадку в самолет с двух трапов. Заправка воздушного суда происходит во время высадки и посадки пассажиров с обязательным соблюдением мер противопожарной безопасности.

«У нас созданы мобильные бригады для ускоренного обслуживания воздушных судов, в которых буквально до минуты отработано каждое действие. Все эргономично. Такое обслуживание воздушного судна экономически интересно как авиакомпании, так и аэропорту, так как летный час стоит дорого, а места стоянок аэропорта используются более эффективно», – говорит Дробович.

Внедрение отечественных программ, как ожидает Дробович, поможет не только повысить эффективность работы, но и заложит потенциал для лидерства в отрасли.

«Долгое время в стране руководствовались правилом: зачем что-то изобретать, если можно купить. Сейчас нужно создавать собственные разработки, и потенциал у нас есть. Наши айтишники занимают передовые места в мире. Нужно создавать условия, чтобы они работали здесь и зарабатывали не меньше, чем за рубежом. Тогда наладят и наше производство. И я уверен, что скоро все будут тянуться в Россию за новыми технологиями», – заключил Дробович.

Закрыть