Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как защититься от фальшивых коммунальщиков, навязывающих ненужные услуги

Это может быть сверка счетчиков или ремонт окон по завышенной цене
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Петербуржцы регулярно обнаруживают в почтовых ящиках квитанции от управляющих организаций с требованием… нет, не оплатить коммунальные услуги, а привести в порядок окна, провести поверку счетчиков, а то и заменить их. При этом контору, приславшую требование, абсолютно не волнует: когда был поставлен старый счетчик, кто его ставил… Это первый признак того, что жильцу попросту навязывают абсолютно ненужную услугу, причем делают это люди, которые не имеют никакого отношения ни к поставщику ресурсов, ни к управляющей компании.

Замена счетчика на воду – вместе с самим счетчиком – стоит от 2 до 3 тысяч рублей, а мошенники попросят десять. Газовый счетчик стоит 7 тысяч – готовьтесь выложить двадцать. И даже «дефектовка» пластиковых окон, которая сводится к промазыванию их герметиком, может обойтись в 10-15 тысяч рублей.

Своих будущих жертв «ремонтники» раньше обзванивали по телефону либо приходили к ним домой. А сейчас освоили новую практику – присылать поддельные квитанции, маскируя их под реальные, напечатанные Единым информационным расчетным центром. И даже красят их в розовый цвет. Когда обманутые петербуржцы приходят в полицию, там в лучшем случае переадресуют жалобу в антимонопольную службу. Как обвинить в мошенничестве? Это было бы возможно, если бы «мастера» ставили печати и подписи, маскируясь под настоящий ГУП «Водоканал» – тогда ловкачей можно было бы привлечь и за подделку документов. Но они поступают хитрее: именуют себя, к примеру, АО «Водо-канал» – а называться таким именем никто не запрещает. И услугу они продают реальную – а то, что по завышенной цене, так каждый волен выбирать сам: покупать ее или нет.

Получается, что единственное прегрешение дельцов – это нарочито категоричный тон, которым они общаются с жертвой. «Вы обязаны!», «вас ждут санкции», «вам просто отключат газ» – вот набор уловок, которыми недобросовестные продавцы услуг запугивают потребителей. И те платят.

«Одна из первых статей Гражданского кодекса, номер 9, гласит, что свои права граждане могут осуществлять по усмотрению их самих, – напоминает замначальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы Санкт-Петербургского УФАС Полина Величко. – А также – что отказ от этих прав не влечет их прекращения. Так что никто ни под каким предлогом не может принуждать вас к сделке».

Замруководителя УФАС Марина Никитина отметила, что наказать злоумышленников можно хотя бы по административной статье за недобросовестную конкуренцию. Подражание реальной структуре – государственной или коммерческой – влечет за собой штрафы, но небольшие. И все же за последний год как минимум десять петербуржцев подали в УФАС жалобы, следствием которых стали 14 предписаний в адрес нерадивых коммерческих компаний, а затем – 141 административное дело, поскольку предписания исполнены не были.

«Наши предписания обычно таковы – исключить недействующие штрихкоды. Если они не считываются, значит, это уже недостоверная квитанция. Убрать информацию о том, что провести поверку счетчика, а тем более замену может только их компания. Это уж точно не соответствует действительности. И убирать ссылки на несуществующие законодательные акты», – говорит Марина Никитина.

Следующим этапом может стать и уголовное дело, но обычно махинаторы прекращают свою деятельность, меняют юрлицо… и все начинается по новой.

Чтобы выяснить, есть ли у фирмы право проводить поверку счетчика, можно поискать ее данные на сайте Федеральной службы по аккредитации. Скорее всего, фирмы-однодневки там не будет, а значит, соглашаться на навязанные ею услуги не стоит. И уж точно не стоит бояться их агрессивного тона, резюмировала Полина Величко. Запомните: выбирать компанию для поверки счетчика вы можете самостоятельно, в любое время, которое удобно вам, а не компании, и никакие санкции вам здесь не грозят.