Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Акушерка Ольга Виляева: «Самая важная работа»

Акушерка родильного отделения знаменитой Снегиревки – Родильного дома № 6 им. проф. В. Ф. Снегирева – работает здесь уже 39 лет. Фактически за эти годы она помогла появиться на свет населению целого города в возрасте от нуля до 39 лет
Фото: Марина Бойцова/ «Петербургский дневник»

Мы пришли в Снегиревку утром – у Ольги Виляевой как раз закончилось суточное дежурство. Роддом № 6 только что открылся после обязательного проветривания, за первые сутки поступили 42 пациентки, произошли 7 родов. Это не очень много – в среднем за сутки в Снегиревке рожают 10-18 женщин.

«Дежурство было не совсем простое, пациентки одна сложнее другой: и с диабетом, и с пороком сердца, и с другими соматическими патологиями. Приглашали на консультацию эндокринолога, анестезиолога, кардиолога, нескольким беременным с угрозой удалось сохранить беременность, кого-то отправили на сохранение, кого-то на дородовое», – рассказывает Ольга Хасеиновна, по которой даже не скажешь, что она – только что после тяжелого суточного дежурства. Бодрая, улыбчивая, веселая, красивая.

Роды с углубленным изучением физкультуры

Она пришла в Снегиревку в 1984 году, закончив акушерский колледж с красным дипломом. Думала немного поработать и пойти учиться дальше – на врача. И пошла учиться – но не в медицинский, а в Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

«Я со школы увлекалась волейболом, аэробикой, стрейчингом. Для меня это радость и необходимость. С нагрузками легче справляться на дежурстве, а знания, полученные в институте, очень помогают в работе. Мы используем лечебную физкультуру для подготовки беременных к родам, а в родах, используя различные позы и положения тела, даем возможность женщинам легче проживать схватки. ЛФК помогает восстановлению в послеродовом периоде. Мне и самой восстановиться после тяжелых суток помогают прогулки, скандинавская ходьба, бассейн. Поэтому мой девиз: «В движении – жизнь!» А работа на стыке двух специальностей приносит чувство глубокого удовлетворения!» – говорит Ольга Виляева.

Ей всегда очень нравилось акушерство. Говорит, что просто не видела себя в другой профессии, ей нравилось все: подготовка к родам, помощь в родах и работа в команде профессионалов.

«Прихожу на работу с радостью. Это такая чудесная работа! Она трудная, да, и очень ответственная. Лет 8 назад девочки-акушерки приходили и не выдерживали нагрузки. Спрашивали, как я столько лет здесь работаю и не выгорела. А у меня простой ответ: «Женщина пришла рожать, она хочет поддержки, она не хочет вашего плохого настроения, вашей усталости. Есть такое слово – надо. Взял себя в руки и улыбаешься», – считает акушерка.

Перестали бояться рожать

В начале 1980-х состав бригады был такой же, как и сегодня: 3 врача, 3 акушерки. Но родов было намного больше. Если 25, то считались легкие сутки, 30 – тяжеленькие. Один раз было 43 новорожденных за сутки. По 6 тысяч родов в год на одну только Снегиревку.

После 1990-х начался спад рождаемости, большинству петербургских роддомов требовались ремонты и реконструкции, новое оборудование. Несмотря на весь исторический флер старейшего роддома Петербурга женщины уже не хотели рожать в не комфортных условиях. Все начало меняться в лучшую сторону лет 10 назад. Полностью поменяли оборудование, аппаратуру, компьютеры, у медиков появилось то, о чем раньше и не мечтали. Как результат – резко выросло количество пациенток, желающих рожать именно в этих старинных стенах, улучшились показатели здоровья ребенка и матери.

«Раньше сердцебиение плода в родах трубочками слушали, а теперь делается КТГ – кардиотокография плода. Процент здоровых детей стал выше, вовремя замечаешь гипоксию, она не развивается. Раньше чуть ли не каждый день нескольких новорожденных отправляли в реанимацию, сейчас это редкость. Если какие-то осложнения в родах, то уже через несколько секунд все врачи и вся необходима аппаратура в зале. Тем и хорош большой государственный роддом, что все всегда под рукой», – рассказывает Ольга Виляева.

Стало больше третьих и четвертых родов. Женщины перестали бояться рожать.

«Люди поняли, что жизнь не останавливается несмотря на проблемы последних лет. У нас самый хороший персонал, квалифицированный. Начальство всегда идет навстречу, если вносишь какие-то действительно нужные предложения. Да, условия по сравнению с частными роддомами в чем-то могут быть победнее, но мы стараемся. По большому счету, в родильном зале все у всех одинаковое», – говорит акушерка.

Хотите петь – пойте!

Женщины сейчас с удовольствием идут в Снегиревку, а уже кто рожал тут – возвращаются.

«Мне недавно женщина одна говорит: «Я вас помню, вы у меня роды принимали. Напомню: у меня нога была сломана, я в гипсе рожала, травматолога вызывали. И при этом это были самые легкие роды!» – вспоминает Ольга Виляева.

По ее словам, лучше всех рожают глухонемые, они очень внимательные и как бы считывают информацию от медиков, четко ей следуют. Замечает, что сейчас женщины рожают спокойнее.

«Они замечают, что ты их видишь, ты рядом, что они не брошены. Женщина хочет внимания и уверенности, что все будет хорошо. Многие занимаются на курсах по подготовке к родам. Но бывают и другие. Спрашивают: «Расскажите, что мне нужно делать. Я ничего не знаю, мама сказала ничего не читать, чтобы не пугаться». Ну я и предлагаю: «Вот вы купили автомобиль, но зачем на права сдавать, в дороге и научитесь всему», – снова улыбается Ольга Хасеиновна.
Она не видит особой разницы между «платными» роженицами и теми, кто поступает по скорой и по ОМС. По ее словам, абсолютное большинство пациенток совершенно адекватные и готовы что угодно сделать ради здорового ребенка. Замечает, что если раньше роды были неким самостоятельным творчеством, то теперь почти всегда пациентки просят помочь, быть рядом, обезболить. Интересно, что крепче всех оказываются те, кто заранее предупреждает: я боюсь, я буду кричать, готовьтесь!

Она уверена в своих силах и разрешает женщинам практически все, что та захочет при родах.

«Хочешь петь – пой! Лишь бы не задерживать дыхание. А вот кричать не надо. Когда мама кричит, дыхание задерживается, и малышу плохо. Хочет – пусть вертикально рожает, захочет в душ —–да ради бога! Я понимаю, что с любой ситуацией справлюсь. Мне важно, чтобы женщина меня слушала и слышала, и делала так, как я говорю. Раньше за мамину «самодеятельность» ругали, теперь поощряем. А как они поют при нашей отличной акустике! Потолки высоченные, палаты большие, лучше не придумаешь. У нас рожала солистка Мариинского театра, так все роды пропела. К нам в родильное полроддома прибежали: что случилось? А у нас — радость случилась!» – говорит акушерка Ольга Виляева.