Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Педиатрический университет: четырнадцать миллионов детских жизней

За 120 лет своей истории через клинику Педиатрического университета прошли 14 миллионов детей. Университетская клиника и сейчас остается совершенно уникальным лечебным и научным учреждением, равных которому нет в мире
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

В конце мая 1905 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие детской больницы «В память священного коронования их Императорских Величеств». Через 20 лет, 7 января 1925 года, на базе клиники открывается Ленинградский научно-практический институт охраны материнства и младенчества. С 1932 года учреждение получило название больницы-медвуза, а в 1935 году больница-медвуз получает статус высшего медицинского учебного заведения и преобразовывается в Ленинградский педиатрический медицинский институт, ставший впоследствии Санкт-Петербургским государственным педиатрическим медицинским университетом. Вплоть до начала Великой Отечественной войны было осуществлено пять выпусков, подготовлено 530 детских врачей. Более 3000 врачей прошли в институте усовершенствование.

Ректор Педиатрического университета Дмитрий Иванов и главный врач клиники вуза Виталий Резник рассказали «Петербургскому дневнику» о нынешних днях и основных направлениях работы прославленного вуза и его клиники.

Ленинградская школа

Дмитрий Иванов напомнил, что Педиатрический университет работает по трем основным направлениям: готовит врачей-педиатров, лечит детей со всех уголков России и занимается научными исследованиями.

«Почти 100 лет в этих стенах ведется подготовка детских врачей. Институт никогда не прекращал образовательную деятельность. В годы Великой Отечественной войны здесь готовили врачей, которые сразу с учебной скамьи уходили на фронт. В блокадном Ленинграде под обстрелами, в холодных помещениях клиник и кафедр, в бомбоубежищах шли занятия со студентами и врачами, велись научные исследования, не прекращалась помощь ослабленным и больным детям. Институт значился на немецкой карте артобстрелов как «объект 708» – специальная мишень, подлежащая уничтожению. Несмотря на прямые попадания в здания института, ни один ребенок не пострадал. За все эти годы Педиатрический выпустил 50 тысяч высококлассных специалистов, которые работают в трех десятках стран мира», – рассказал Дмитрий Иванов.

Педиатрический хранит славные традиции и придерживается своего главного принципа: ни одному ребенку здесь не отказали в медицинской помощи, откуда и с каким бы диагнозом он ни приехал.

«Мы недавно посчитали, скольким детям мы, наши учителя и наши великие предшественники оказали помощь за всю историю. Получилось 14 миллионов детей за 120 лет существования клиники. Могу отметить, что ряд оперативных вмешательств осуществляется только у нас. Это, например, лечение сложнейшей патологии – опухоли сердца, патологии нервной системы, сложнейшие внутриутробные операции», – подчеркнул ректор.

Настоящим прорывом для российской медицины стала успешно проведенная в декабре 2022 года фетальная (внутриутробная) операция 25-летней беременной из Чечни. Женщина поступила в Перинатальный центр после того, как у ее ребенка диагностировали тяжелый порок развития – расщепление позвоночника (spina bifida). Это один из самых серьезных дефектов нервной трубки плода. При данной патологии уже на поздних сроках околоплодные воды начинают разрушать спинной мозг и нервные корешки малыша. Обычно детей с расщеплением позвоночника оперируют в первые сутки после рождения, однако мировой опыт показал, что дородовое закрытие дефекта может способствовать улучшению неврологического развития и повышению качества жизни ребёнка. В ходе консилиума специалисты приняли решение о проведении внутриутробной коррекции порока лапароскопическим доступом.

В мире такие операции единичны, в российской практике вмешательство выполнили впервые. Операция длилась более 10 часов. На ее время околоплодные воды заменили на углекислый газ, а после завершения внутриутробного этапа воды восполнили теплым многокомпонентным раствором. Чтобы закрыть спинномозговой канал врачи использовали специальную мембрану.

«Команда неонатальных хирургов, гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, медсестер и санитарок проявила ювелирную точность, новаторство и медицинскую смелость. Проведение подобной внутриутробной операции плоду стало первым в России. Это повод для гордости за всех российских медиков, подтверждение огромного потенциала петербургской, ленинградской педиатрической школы», – прокомментировал главный неонатолог Минздрава России Дмитрий Иванов.

Круговорот добра

Главный врач клиники Педиатрического университета Виталий Резник отметил ежегодное увеличение количества пациентов в медучреждении. Это происходит в том числе и за счет роста оперативной активности, потому, что здесь борются и стараются спасти каждую жизнь, а также за счет пациентов с новых российских территорий.

«Нам удалось значительно снизить летальность. По сравнению с пятью месяцами прошлого года она снизилась на 60 процентов. В первую очередь это связано с тем, что клиника университетская, учебный процесс контролируется непосредственно ведущими профессорами», – отметил Виталий Резник.

Он рассказал, что в клинику поступает много сложных пациентов, в том числе из отдаленных регионов, и лечебный процесс курируется непосредственно руководителями учреждения.

Университетская клиника пытается заглянуть и в завтрашний день. Сейчас это единственная клиника в стране, которая имеет свой перинатальный центр и где ведут не только сложные беременности, но и готовы отслеживать состояние здоровья ребенка от момента рождения до совершеннолетия.

«Мы – единственная клиника, которая способна курировать здоровье человека от зачатия, от нуля, и до исполнения ребенку 18 лет. Предложить подобную помощь если не в России в целом, то на Северо-Западе точно никто не может», – рассказал главный врач.

Отдельно ректор и главный врач клиники отметили активную работу Педиатрического университета совместно с благотворительным фондом «Круг добра» по лечению крайне редких, орфанных заболеваний. В экспертный совет фонда входит ректор Педиатрического университета, главный неонатолог Министерства здравоохранения Дмитрий Иванов.

«Сто лет назад в России умирал каждый третий ребенок. Младенческая смертность – это показатель, по которому оценивают страну. Сейчас он у нас на 3 промилле меньше, чем в США или Китае. Медицинская инфраструктура России поражает. Современные детские больницы делают то, что десять лет назад считалось невозможным, и за этим всем стоит поддержка государства. Стоимость некоторых препаратов может достигать сотен миллионов рублей. Сегодня эти лекарства закупает «Круг добра», и за два года работы мы не вынесли ни одного отрицательного решения по лекарственному обеспечению наших подопечных», – сказал Дмитрий Иванов.

Ректор также отметил, что он не знает ни одной ситуации в последнее время, когда ребенок не может быть пролечен за счет государства.
«Мы, как и вы, иногда видим ролики по ТВ о сборе денег на какие-то операции. Если речь идет о гражданах России, то никаких проблем с финансированием их лечения и лекарственного обеспечения нет. Мы пытаемся выйти на фонды и сказать, что готовы взять этих детей бесплатно. Со своей стороны могу заверить, что нет такого, чтобы мы отказались помочь ребенку», – отметил Дмитрий Иванов.

В ближайшее время Педиатрический университет предоставит экспертному совету фонда 18 инновационных методик лечения, которые применяются сверх программы высокотехнологичной медицинской помощи.
«Вся российская педиатрия родом из Санкт-Петербурга. Здесь появилась первая детская больница, первая кафедра детских болезней в Военно-медицинской академии, здесь же при кафедре было первое общество детских врачей, и здесь появился первый в мире Педиатрический институт, старейший педиатрический вуз планеты. От первого дня основания и до наших дней главная задача вуза – лечение и спасение детей», – говорят детские врачи.

«Мы – лидеры»

Накануне Дня защиты детей в клинике Педиатрического университета после реконструкции открылось офтальмологическое отделение. Как рассказал завкафедрой офтальмологии, профессор, доктор медицинских наук Владимир Бржеский, отделение не отказывает никому, принимает детей даже с очень сложными патологииями, от которых отказались другие стационары.

«Мы находимся в структуре университета, при сложной патологии специалисты с других отделений в случае необходимости приходят на помощь. Ежегодно мы оказываем помощь более тысячи пациентов», – рассказал Владимир Бржеский.

Он уточнил, что в Петербурге действуют три детских офтальмологических отделения, одно из них – в Педиатрическом.

«Работают с полной загрузкой все три городских офтальмологических отделения. Но мы берем еще много иногородних пациентов – от Мурманска и Новгорода до Петропавловска-на-Камчатке. Основная патология – косоглазие и близорукость, есть врожденные катаракты у детей. Мы – единственные в стране, кто имплантирует детям искусственный хрусталик. Лечим детскую глаукому, есть специальные устройства для коррекции зрения. Занимаемся ретинопатией недоношенных. И, конечно, у наших пациентов есть все то, что у взрослых: ожоги, контузии, ранения глазного яблока. К сожалению, есть случаи онкологии – ретинобластома. Мы – лидеры в лечении этой патологии, причем мы делаем комплексно, если ребенок поступает с онкологией и чем-то другим. Мы делаем все вместе, пациентам не надо ждать очереди, курсировать между отделениями», – сказал он.

«Родители, прислушайтесь!»

Клиника Педиатрического работает круглогодично и круглосуточно. Лето приносит врачам свои вызовы. Главный врач клиники Педиатрического университета Виталий Резник рассказал о наиболее частых ЧП во время детского отдыха. Это катотравмы, падения с высоты, с открытием купального сезона – утопления. В прошлом году их было особенно много.
«За одни сутки поступило сразу четверо, троих удалось спасти. Один мальчик скончался, к сожалению, через 3 недели, несмотря на все наши усилия его спасти. Он более 20 минут находился под водой», – рассказал Виталий Резник.

Открытые окна, неустойчивые москитные сетки приводят к тяжелейшим последствиям.

«В прошлом году мы сталкивались с тяжелейшими катотравмами, когда маленькие дети оставались без присмотра родителей, и это заканчивалось падением ребенка с большой высоты. Можем только констатировать, что, к сожалению, количество тяжелых травм остается из года в год постоянным, и остается только надеяться, что родители прислушаются к нам, поставят замки на окна и будут следить за детьми», – говорит главный врач клиники Педиатрического университета.