Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Проговорить проблему и найти слова поддержки»: как в Петербурге работает уникальный телефон доверия для детей и подростков

Больше всего подростков волнуют взаимоотношения со сверстниками, родителями, а также вопросы трудоустройства
Фото: Юлия Николаева/ «Петербургский дневник»

В России и во многих странах мира 1 июня отмечается День защиты детей. Несмотря на название праздника, речь не только о физической защите – дети нуждаются в семейном благополучии, образовании, медицинском обеспечении. Иногда случаются непростые ситуации, и не каждый взрослый способен в них разобраться. В нашем городе помочь в проблеме детям и подросткам помогает уникальная линия телефона доверия, работающая на базе центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина.

«Наш телефон доверия был открыт первым в стране в 1991 году. Вначале он был одноканальным, сейчас он стал многоканальным, – рассказала главный врач центра Марина Романовская. – У нас единственный в стране телефон доверия, который работает круглосуточно. Более того, все звонки после 17 часов со всей страны поступают в наш центр. Мы пришли к решению работать круглосуточно, потому что знаем, что психическое состояние обостряется в вечернее время. И если ребенку плохо, то наш психиатр или психотерапевт окажет помощь в любое время».

Звонки на телефон доверия принимаются круглосуточно ежедневно, без выходных и праздников, по номерам: 8-800-2000-122, 576-10-10, 112, 004. Каждый день специалисты центра получают порядка 120 звонков. Всего за пять месяцев 2023 года служба Детского телефона доверия приняла 9983 обращения. Звонят отовсюду, говорят в центре, в том числе из зоны боевых действий.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние, – это суициды, девиантное поведение, буллинг, уходы из дома, насилие в семье. Весной увеличивается количество звонков, связанных со сдачей выпускных экзаменов: не все подростки хорошо справляются с психологической нагрузкой. Тем не менее информированность среди населения о таком виде помощи и поддержки детей не на самом высоком уровне, признаются врачи.

«Мы проводим информационные кампании, имеем страницы в социальных сетях, но далеко не все знают о нашей работе и специалистах, с которыми можно поделиться своими тревогами и проблемами. Причем сделать это анонимно, – рассказала заместитель главного врача центра Наталья Усачева. – А ведь иногда нужно просто проговорить проблему, посочувствовать, подсказать, как действовать, чтобы выбраться из отрицательных обстоятельств. Зачастую любящие друг друга близкие люди не могут найти в себе силы самостоятельно справиться с ситуацией. В таких случаях просто необходимо участие профессиональных медицинских психологов, детских психиатров. Одномоментно на линии работают по четыре специалиста, и мы готовы масштабировать работу».

Наиболее значимой проблемой у детей и подростков разного возраста являются взаимоотношения со сверстниками, количество обращений по этой тематике составило 32,1 процента. В данную категорию входили такие проблемы, как трудности в установлении знакомства, агрессия, изоляция, неудовлетворенность общением, конфликты с друзьями.

Следующая по значимости категория обращений связана с детско-родительскими отношениями – 19,4 процента. Прежде всего это различные виды семейных конфликтов, трудности воспитания.

Учебные проблемы и проблемы профориентации составили 2,4 процента от общей массы обращений и включали в себя обращения, связанные с недостаточной учебной мотивацией, с вопросами взаимоотношений с учителями, трудностями в освоении учебных программ.

Фото: Юлия Николаева/ «Петербургский дневник»