Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Кочевники в центре Петербурга: в Русском географическом обществе открылись выставки о калмыках

В петербургской штаб-квартире Русского географического общества (РГО) открылся историко-этнографический «портал», с помощью которого можно узнать немало нового и удивительного о Республике Калмыкия. А заодно и о забытых страницах истории России
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Если быть точным, то речь идет сразу о двух уникальных выставках практически на одну и ту же тему. Одна из них представляет экспонаты и документы, привезенные экспедицией Императорского РГО в середине XIX века из Астраханской губернии. А вторая – под несколько неожиданным названием «Калмыцкая аристократия в истории Российского государства» – является фотовыставкой авторских сюжетных снимков, воссоздающих жизнь кочевых калмыков с XVII века по начало XX века.

Кто придумал «ура»?

Казалось бы, где, как говорится, самый европеизированный город России и где частичка самой настоящей Азии? Но, оказывается, у Петербурга и Калмыкии есть немало точек пересечения, в том числе и исторических. Ведь хотя в состав Российского царства этот кочевой народ вместе с его землями был принят царем Василием Шуйским еще в 1608 году, подлинное сближение началось лишь в петровскую эпоху: встреча первого российского императора и калмыцкого хана Аюки в 1695 году определила отношения двух народов на многие века.

Разумеется, большую роль в этом сыграло и боевое братство. Так, к примеру, Петр I высоко оценивал действия калмыцкой конницы в ходе Северной войны. Более того, даже признавал огромный вклад неистовых кочевников в победу под Полтавой, когда калмыки просто одним махом смяли фланг шведской армии. Считается даже, что после этого сражения их боевой клич «Уралан!» Петр I взял на «вооружение» русской армии (правда, сократив его для удобства до известного теперь всему миру «ура»).
И позднее уже именно с берегов Невы стали назначаться калмыцкие ханы. Кроме того, именно в Петербурге в 1815 году здесь был создан первый шрифт для печатания книг на калмыцком языке. Причем печатались издания не только религиозного содержания (это касалось как христианства, так и буддизма), но и этнографического – калмыцкие сказки и пословицы.

«Разумеется, рос интерес к наследию калмыцкого народа и со стороны профессиональных ученых, – говорит заведующая фондами Музея РГО Софья Касым. – На нашей выставке мы как раз представляем результаты исследовательской экспедиции, предпринятой в 1854 году. Все эти экспонаты хранятся в нашем архиве и в таком масштабе выставляются практически впервые. Тем более что это уникальные предметы, существующие в единственном экземпляре».

И посмотреть действительно есть на что. К примеру, одной из жемчужин коллекции является серия этнографических рисунков, выполненных акварелью и гуашью и запечатлевших предметы быта, жилища и храмы калмыков.

«Подобные рисунки имеют и для исследователей, и для простых зрителей гораздо большую привлекательность, чем фотографии, – подчеркивает Софья Касым. – Потому что на старых снимках не всегда видны важные детали. И уж, конечно, фото того времени не передавали цвет. На рисунках же, выполненных на высочайшем художественном уровне, отразилась реальная жизнь кочевников».

Хорошие манеры

А вот 25 фоторабот, представленных на выставке «Калмыцкая аристократия в истории Российского государства», уже наоборот никакие рисунки заменить не могут. Автору современных снимков удалось почти невозможное – воскресить прошлое, запечатлев характерные бытовые жанровые сценки из жизни кочевников и восхитительные национальные костюмы.

«Главная сложность заключалась в том, что мы после депортации очень долго восстанавливались, – объясняет заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, фотограф, художественный руководитель Театра костюма и пластики Калмыцкой филармонии Татьяна Милованова. – И даже в семьях практически не сохранилось никаких ценностей, которые обычно передаются от поколения к поколению. Поэтому для этой фотосессии пришлось вещи и украшения брать в музеях (например, в петербургском этнографическом) и даже в нашем Национальном театре, где мастера делают отличные «артефакты», полностью соответствующие историческим образцам. Иными словами, наши фотографии тоже можно смело назвать во всех смыслах уникальными».

Кстати, использование в названии выставки слова «аристократия» – это не какая-то мода на принадлежность к «высшему свету» или попытка самоутверждения, а дань самой настоящей исторической справедливости. Ведь до революции калмыцкие князья считали своим долгом направлять своих детей в Петербург для получения высшего образования. И имена очень многих потомков нойонов оказались навсегда вписанными в историю России. Как, например, род князей Тундутовых, среди которых были и те, кто отметился в ратных подвигах (в том числе и во время Первой мировой войны), и в делах, связанных с меценатством и покровительством искусствам. Скажем, именно благодаря подаркам Тундутовых (и некоторых других родовитых князей) в Российском этнографическом музее сформировалась богатейшая коллекция украшений, костюмов и предметов искусства калмыцкого народа – около 700 единиц хранения.

«Подобные проекты сегодня очень нужны и важны для всех нас, – подчеркивает директор департамента всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» (петербургская штаб-квартира) Константин Мицкус. – Мы вообще с начала года сформировали новое направление в нашей работе, которое можно назвать образовательно-воспитательным. И та же фотовыставка – это не столько, конечно, рассказ об аристократии, сколько о самобытности кочевого народа и общей истории России. Мы хотим показать, что наша страна разнообразная и в то же время единая».

Закрыть